Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Будущее за дистантом»: Светлана Соколова рассказала, как готовится к конкурсу «Директор года»

Она представит на нем проект «Дистанционная школа»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Сегодня, в День учителя, стартует всероссийский конкурс «Директор года». Санкт-Петербург будет представлять директор средней школы №368 с углубленным изучением английского языка Светлана Соколова, которая одержала победу в отборочном этапе. Она никогда не мечтала быть учителем, однако в педагогике уже более 30 лет и достигла немалых высот. Светлана Соколова уверена, что едет за победой, ведь в качестве проекта она расскажет об успешном опыте дистанционного обучения, который в ее школе начал применяться задолго до того, как это стало мейнстримом.

– Как давно вы реализуете проект «Дистанционная школа»?

– Более пяти лет. Вообще, в федеральных образовательных стандартах давно есть четкое требование о том, что в каждой школе должна быть сформирована цифровая среда, которая обеспечит возможность дистанционного обучения. Наверное, до этого пункта дочитали не все, поэтому в начале пути в наш проект никто не верил, все говорили: «Зачем вам это надо? Никто и никогда не переведет общее образование в цифровую среду». Но критики почему-то не принимали во внимание, что мы и не планируем обучать детей исключительно посредством Интернета. Понятно, что это не нужно, дети должны ходить в школу ради социализации, чтобы учиться общаться со сверстниками и взрослыми.

Главная задача нашего проекта – повысить качество образовательного процесса, сделать его более индивидуальным. Все дети разные: кто-то схватывает знания на лету, кому-то необходимо прослушать информацию несколько раз, кому-то интересен один предмет, другому – другой, кто-то хочет сдать ЕГЭ на 100 баллов, а у кого-то нет такой задачи. Даже в стандартном, не переполненном классе на 25 человек учитель не может учесть пожелания и особенности всех детей. Кроме того, во второй половине дня в нашей школе проходят внеурочные занятия, но часто дети просто не успевают посещать все, что им интересно.

Мы начали с создания электронных занятий, которые дети могут посмотреть дома в удобное для них время. Это некие электронные уроки со всеми необходимыми материалами, презентациям, видеороликами, различными заданиями и тестами. Ребенок изучает все это самостоятельно, однако у него есть возможность задать вопрос преподавателю. На мой взгляд, это важный опыт самостоятельной работы, ведь домашние задания сегодня во многом потеряли смысл.

– То есть вы согласны с стендап-комиком Алексеем Щербаковым, который призывает отменить домашние задания?

– Я слышала этот монолог, и в чем-то этот молодой человек прав. По санитарным нормам, учащиеся 9-11 классов должны выполнять домашние задания не более трех с половиной часов, младшие дети – и того меньше. И если ребенок за положенное время с уроками не справляется, то юридически нельзя требовать большего. Однако как учителю проверить, что ребенок потратил на выполнение задания не больше трех с половиной часов?

Помимо этого, дети могут просто воспользоваться сборниками готовых домашних заданий или списать у одноклассника, а это полностью лишает смысла домашнюю работу. Домашние задания должны быть, но такие, чтобы ребенок действительно мог сделать все сам за короткое время, чтобы у него осталось время на дополнительные занятия и другие радости жизни.

– А онлайн-обучение, когда занятия проходят в реальном времени, ваш проект предусматривает?

– Полноценно онлайн-обучение у нас появилось только на самоизоляции. До этого мы периодически устраивали только «электронные субботы», во время которых дети при желании могли учиться удаленно. Дело в том, что многие петербургские семьи предпочитают проводить выходные на дачах, однако дети по субботам учатся. Соответственно, многие родители писали нам заявления с просьбой освободить ребенка от занятий, и суббота превращалась в абсолютно неэффективный с точки зрения обучения день. Тогда мы и решили иногда устраивать «электронные субботы», и практика многим понравилась.

Этот опыт очень помог нам во время самоизоляции, когда на дистанционное обучение пришлось перейти абсолютно всем. И учителя, и ученики, и их родители были полностью готовы к онлайн-обучению, поэтому никто не устраивал митинги и не собирал подписи против дистанта, как это было в других школах. Я уверена, что столько негатива было именно из-за того, что многие школы оказались просто не готовы к онлайн-обучению. На мой взгляд, будущее образования именно за дистантом.

– Вы будете представлять Петербург на конкурсе «Директор года». Расскажите, легко ли вам было пройти отборочный этап?

– Участникам необходимо было создать электронное портфолио, которое бы четко отражало все профессиональные достижения. После необходимо было пройти тест на знание законодательства и за час ответить на 40 вопросов. К моему удивлению, вопросов, касающихся непосредственно сферы образования, было очень мало, при этом множество заданий касались нормативных актов о персональных данных, взаимодействии со СМИ, трудовых отношениях; государственных закупок и многого другого. Ответить на все эти вопросы мне помогло то, что я являюсь экспертом Комитета по образованию Санкт-Петербурга, поэтому часто сталкиваюсь с этими документами.

Впрочем, я согласна, что директор должен ориентироваться во всем законодательстве РФ. Директор школы сегодня – публичная личность, которая должна общаться со СМИ, он является работодателем, заведует финансами и многим другим.

В 2018 году я победила в региональном конкурсе на лучшего руководителя образовательного учреждения. И сейчас я тоже надеюсь на победу.

 Пост директора школы вы занимаете с 2006 года, а просто учителем вы были?

– Конечно, я в 1990 году пришла в 360-ю школу преподавать биологию и химию и много лет проработала учителем. Даже став директором, я не сразу отказалась от ведения уроков, более того – они стали моей отдушиной. Однако вскоре стало понятно, что совмещать директорство с уроками просто невозможно, ведь я пытаюсь быть примером и учителям, и ученикам, а значит, не могу позволить себе, например, ответить на телефонный звонок во время занятия. При этом директор не может позволить себе не взять трубку в рабочее время.

Я никогда не мечтала стать учителем, боялась превратиться в мадемуазель Куку из фильма «Безымянная звезда». Я хотела быть врачом. Бывает так, что люди случайно попадают в профессию и становятся там неслучайными людьми. Это именно мой случай, и сейчас я просто не мыслю себя без школы.

Закрыть