Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Юрий Лукосяк: «Горжусь тем, что доказал: Петербург – родина российского футбола»

Историк отечественного спорта Юрий Лукосяк отметил 75-летие. В интервью «Петербургскому дневнику» юбиляр рассказал о том, что считает своим главным достижением и над чем продолжает работать

– Юрий Павлович, ваша первая публикация об истории отечественного футбола датирована 1984 годом. Как вы увлеклись дореволюционной эпохой российского спорта?

– В 1984 году я вступил в Международную федерацию истории и статистики футбола, которой руководил доктор Альфредо Пёге из ГДР. Тогда он поручил каждому из членов федерации написать работу по истории футбола в своей стране. Для меня это оказалось сложной задачей. В архивы тогда не пускали без запроса от солидного издания или серьезной организации. Пришлось работать в библиотеках, изучать газеты, журналы. К счастью, в Москве мне помогли попасть в спецхран, где хранились редкие издания. И мой очерк доктор Пёге оценил высоко, написав в отзыве «Лучше – невозможно».

– До 1984 года вы не интересовались дореволюционным футболом?

– Нет, был интересен современный мне футбол – наш, а также итальянский, венгерский. Я впервые попал на стадион в 1958 году, в 12 лет, и по-настоящему заболел футболом.

– В те времена, когда не было спутниковых спортивных телеканалов, не было Интернета, как вам удавалось следить за европейскими событиями?

– Каждый понедельник, начиная с 1960 года, я приезжал к киоску на углу Невского и улицы Бродского, сейчас это Михайловская улица, в котором продавали зарубежную периодику, и покупал итальянские газету «Унита», орган Итальянской компартии, и еженедельник «Паэза сэра». В них было много репортажей о футболе с фотографиями. Стоили эти газеты всего по шесть копеек. Тогда же в начале 1960-х я начал вести переписку с европейскими любителями футбола, коллекционерами программок, которые выпускают к матчам, и другой литературы об этой игре.

– Переписывались с болельщиками из стран социализма?

– Да, отправлял конверты с вырезками из газет и программками в Польшу, Чехословакию, Венгрию, но не только с ними, например, я переписывался с людьми из Югославии, которая считалась не совсем социалистической, из Франции. Тогда клубы из этих стран приезжали в СССР, например, французский «Реймс» в Ленинград, и их болельщикам было интересно, что писали у нас о товарищеских матчах. Но я не только переписывался. Начиная с 1970 года, я стад регулярно ездить в Польшу, где у меня живут родственники, поэтому у меня было от них приглашение. Я бывал там на многих матчах, даже провожал сборную Польши на чемпионат мира в ФРГ в 1974 году, видел всех звезд польского футбола – Любаньски, Лято, Гадоху, Жмуду. Привозил из Польши целые чемоданы книг о футболе, журналов, справочников.

– Вы много лет работали на Севере, в Полярном геофизическом институте Кольского филиала Академии наук СССР. Как в это время следили за «Зенитом» – слушали репортажи по радио?

– Нет, я почти каждые выходные прилетал в Ленинград. На Севере я зарабатывал 400 рублей в месяц, а билет на самолет из Мурманска стоил 21 рубль. Мог себе позволить. К тому же у меня был отпуск в 54 дня, благодаря чему я ездил в Польшу. Договаривался с начальством, подгадывал, чтобы в Ленинграде был интересный матч «Зенита», с солидным соперником – московское «Динамо» и «Спартак», киевляне, тбилисцы. Я видел на поле всех лучших игроков советского футбола.

– Вы общались с теми, кто играл в футбол в начале ХХ века?

– Конечно, я искал этих людей. Мне ведь повезло увидеть и Василия Павловича Бутусова, и Михаила Павловича Бутусова, я общался с сыном Петра Филиппова. Однажды мне показали болельщика, который застал футбол 1920-х, он много мне рассказывал, в том числе и про Петра Соколова, у которого было прозвище «Пеня, сплюнь!», и я заинтересовался судьбой этого необычного человека. Затем, по мере погружения в тему, я буквально заболел Георгием Дюперроном, основоположником нашего футбола.

– 75 лет – это знаменательная дата, принято подводить итоги. Что вы назвали бы своим главным достижением как исследователя истории спорта?

– Я – петербуржец в пятом поколении. Изучал свою родословную и выяснил, что мои предки появились в Петербурге в 1831 году. Поэтому я – патриот нашего города. Когда в 1990-е начались попытки переписать историю российского футбола, то я решил доказать, что только Петербург имеет право называться родиной футбола в России.

– Тогда ведь появились заявления, что наш футбол зародился в подмосковном Орехово-Зуево?

– В 1996 году Вячеслав Иванович Колосков, президент Российского футбольного союза говорил мне, что в РФС рассматривают эту версию потому, что так написано в авторитетной английской энциклопедии футбола Голсуорси. Как известно, произошло это из-за братьев Чарноков, которые после революции эмигрировали в Англию, а в 1945 году, когда из-за турне по Британии московского «Динамо» возник интерес к нашей стране, они напомнили о себе. Чарноки убеждали, что это они привезли в Россию футбол. Но это же смешно – если изучить их биографию, то получается, что они основали футбольный клуб в Орехово-Зуево, когда им еще не было 15 лет. К тому же в Орехово-Зуево если и играли в футбол за стенами фабрик, принадлежавших английским промышленникам, то это никак нельзя назвать зарождением футбола в России.

– И как вам удалось убедить Колоскова отказаться от этой версии?

– У меня есть часть архива Дюперрона, я показал эти документы Колоскову, и он убедился, что родиной российского футбола можно считать только Петербург. Поэтому 100-летний юбилей праздновали в нашем городе в 1997 году. Тогда же удалось установить памятник на могиле Дюперрона на Смоленском православном кладбище.

– Насколько я знаю, вы лично не согласны с тем, что датой рождения футбола в России признали 1897 год. Почему?

– Понимаете, в свое время я пытался понять, каковы критерии определения точки отсчета в истории футбола, истории клуба. В советском журнале «Теория и практика физической культуры» в семидесятые годы была серия публикаций на эту тему, но критерии выработаны так и не были, только приводились примеры из зарубежной практики. Критериев нет и сейчас. Как известно долгое время считалось, что наш футбол зародился в 1898 году, отмечали 60-летие в 1958 году, выпустили наградной знак в честь этого, которым награждали ветеранов футбола. В 1996 году признали другую дату – 24 октября 1897 года. Но клуб «Спорт», в котором большинство членов составляли русские спортсмены, а от матча с его участием и стали вести отсчет истории, образован в 1888 году. Но поначалу в этом клубе не играли в футбол, а занимались легкой атлетикой, а первые тренировки по футболу начали проводить только весной 1897 года. Нет доказательств того, что «Спорт» не сыграл свой первый матч раньше той даты, что считается началом истории. Поэтому я выступаю за то, чтобы датой рождения российского футбола приняли 15 сентября 1901 года – день основания Санкт-Петербургской футбольной лиги. С этого года стали проводить чемпионат Петербурга, появились зарегистрированные футбольные клубы, создали систему соревнований. Все это подтверждается документами. То есть в этом году можно было бы отметить 120-летие Санкт-Петербургской футбольной лиги, но никаких торжеств городская федерация по такому случаю не стала проводить.

– Вы не были согласны и с принятием даты основания «Зенита», которой объявили май 1925 года?

– К сожалению, тогда я не проявил твердости по этому вопросу. Шел 1999 год, «Зенит» готовился участвовать в Кубке УЕФА, играть с итальянской «Болоньей». Как я помню, из УЕФА требовали составить справку об истории клуба. Президент «Зенита» Виталий Мутко тогда создал комиссию, в которую пригласили и меня. Участвовал только в самом первом заседании, на котором появилось предложение опереться на заметку в журнале «Спартак» об организации цеховых команд. Но есть номер того же журнала, вышедший через два месяца, с заметкой того же юнкора Бодрякова, что спортивная работа заброшена и команды развалились. К тому же я убежден, что нельзя увязывать историю команды мастеров при каком-либо заводе со спортивной жизнью внутри этого завода. Во времена СССР датой основания «Зенита» считали 1931 год, в котором команда завода имени Сталина начала выступать в чемпионате Ленинграда. Эта дата более правомерна, по моему мнению.

– Отношение в нашем футболе к своей истории оставляет желать лучшего?

– Скажу больше – наши футбольные руководители не знают истории футбола и не интересуются ею. Меня возмущает, как в некоторых клубах вольно обращаются со своей историей. Например, несколько лет назад в ЦСКА изменили дату основания клуба с 1923 года на 1911-й. Сделали это на том основании, что в 1911-м появилась спортивная площадка ОЛЛС – Общества любителей лыжного спорта, а в 1923-м эту площадку и инвентарь конфисковали. Появилась ОППВ – образцово-показательная площадка Всевобуча, где затем и была организована армейская команда. Но с таким же успехом можно объявить ленинградское «Динамо» преемником самого первого футбольного клуба в России – петербургского «Спорта», потому что его площадка на Крестовском острове перешла к этой команде после запрета всех дореволюционных клубов, объявленных буржуазными.

– Вы автор двух десятков книг о футболе, среди которых «Летопись футбольного клуба «Зенит», «Футбол. Первые шаги. 1860 – 1923», серия «Энциклопедия мирового футбола». Какими книгами порадуете любителей истории футбола в ближайшее время?

– В конце этого года выйдет в свет мой многолетний труд – «Мир спорта Георгия Дюперрона», в этой книге много редких документов, около 450 уникальных фотографий. Я постарался отразить все грани таланта этого человека – разностороннего спортсмена, арбитра, организатора, преподавателя, пропагандиста, спортивного журналиста, которому наш футбол многим обязан. Будет издана вторая книга об истории футбольного «Динамо» (Ленинград). В первой я охватил период с 1922-го по 1963 год, во второй закончу 1991 годом, в котором был проведен последний чемпионат СССР. Надеюсь, что удастся закончить книгу «Две судьбы – одна команда» о клубе «Коломяги». Продолжаю работать над вторым изданием энциклопедии «Кто есть кто в петербургском футболе».

СПРАВКА:

Юрий Павлович Лукосяк родился 26 сентября 1946 года в Ленинграде. Окончил Радиополитехникум и Северо-Западный заочный политехнический институт, по профессии радиоинженер. Работал в Полярном геофизическом институте Кольского филиала АН СССР. Участник арктических зимовок на Новой Земле, экспедиций в районы Крайнего Севера. Автор многочисленных публикаций об истории спорта в зарубежной и отечественной прессе. Главный редактор издания «Футбольный архив» (с 1992 года). Член Международной федерации истории и статистики футбола (ИФФХС) с 1984 года, представитель СССР и России. Автор книг «Футбол. Первые шаги. 1860-1923» (1998), «Первая коллегия судей России. 1909-1999», «Летопись футбольного клуба «Зенит» (2007), «Футбол России вчера сегодня, завтра» (2010), «Динамо» Ленинград. 1922-1963. История, даты, факты и легенды» (2020) и других.

Награжден медалями «Ветеран труда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», почетной грамотой Российского футбольного союза.