Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Военно-историческая реконструкция повторила сражение 101-летней давности

Площадку для боев предоставил краеведческий музей Ялкала в поселке Ильичево
Фото: Нина Астафьева/ «Петербургский дневник»

Сто лет назад Гражданская война на европейской части России вошла в свою завершающую фазу. Белой армии противостояли не только красные части, но и «зеленые», которые, впрочем, легко переходили на другую сторону, следуя за победителями. В ноябре красные начали Перекопский поход, и уже через две недели полуостров стал советским.

Все эти подробности, а также предысторию конфликта зрителям подробно рассказали организаторы военно-исторической реконструкции, которая могла состояться еще год назад, но запоздала из-за пандемии коронавируса.

Площадку для боев предоставил краеведческий музей Ялкала в поселке Ильичево. Директор Музея истории войск в Доме офицеров Станислав Малышев выступал верховным главнокомандующим частями Белой гвардии, а командиром красноармейцев стал юрист и опытный реконструктор Дмитрий Коровкин. Перед сражением зрителям разъяснили, кто в какую форму был одет: среди белых, например, были корниловцы, алексеевцы, дроздовцы – все в разных фуражках.

Среди красных отыскались даже китайские наемники, а комиссар расхаживал в красных революционных шароварах. Махновцев, они же «зеленые», можно было отличить по живому гусю, которого они успешно захватили в плен и никуда из расположения своей части не отпускали. А также по цвету знамени. Словом, наглядный урок истории удался. Организаторы показали, что помимо трех армий на войне присутствовало еще и мирное население, которому пришлось горше всего. И основным врагом для него стала война как таковая, а также голод, страх перед которым гнал крестьян на поле, даже если был риск угодить под шальную пулю.

Фото: Нина Астафьева/ «Петербургский дневник»

Гражданская война – это черная страница в истории любой страны, и долг любого человека – делать все, чтобы она не повторялась. Об этом рассказал гость мероприятия – заместитель председателя Комитета по молодежной политике Иван Есипов.

А началась реконструкция как раз с предыстории – с разыгранной сцены распределения земли среди крестьян: за эту-то землю они впоследствии и воевали.

В дело пошли вполне реальный пулемет «Максим» и винтовки-трехлинейки: все изрыгали настоящее пламя, вот только пули, к счастью, не свистели. Взрывались, вспахивая землю, гранаты. В отдалении работал полевой лазарет, а в центре конфликта страдала – из-за невозможности куда-либо спрятаться – обычная крестьянская семья, куда в конце концов тоже пришла похоронка.

Фото: Нина Астафьева/ «Петербургский дневник»