Яндекс.Метрика
  • Анна Мамяко

Петербургский школьник рассказал о новых маршрутах и водородном троллейбусе

Иван Бешенцев – 11-классник из 347 школы Петербурга, который разрабатывает маршруты для удаленных от метро районов и транспорт на альтернативном экологичном топливе. Он рассказал о работе над проектом в «Сириусе» и поделился мнением о транспортных проблемах города
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Ванино увлечение транспортом началось еще в 2017 году, когда он учился в 7-м классе. Тогда он увидел троллейбус с увеличенным автономным ходом, и его удивило то, что он может ехать без проводов. Тогда Ваня начал думать, как этот троллейбус можно усовершенствовать. Вместе с Игорем Черняевым, заведующим кафедрой технической эксплуатации транспортных средств Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), и «Спецтрансом» школьник разработал гидробус с водородно-топливной ячейкой.

В 10-м классе юноша понял, что сейчас в городе нет зарядных станций для гидробусов, не изобретен двигатель, который бы сжигал водород. Поэтому он оставил проект гидробуса и занялся транспортной логистикой. Ваня анализировал, какие есть проблемные зоны в нашем городе, и разрабатывал маршруты, которые эти проблемы могли бы решить.

Кстати, на увлечение сына родители не повлияли. Отец Вани – предприниматель в сфере товаров медицинского назначения, а мама – доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Несмотря на то, что родители транспортом не занимаются, они всегда поддерживают сына.

«Семья всегда меня поддерживала, особенно мама – она научила меня писать статьи, играть на фортепиано. Я окончил музыкальную школу. Папа хорошо разбирается в географии, и я прошел курс страноведения в Аничковом лицее. Но все же транспорт мне нравится больше», – рассказывает Ваня.

«Сириус» и новые маршруты

Именно благодаря проекту по транспортной логистике Ваня в июле этого года попал в образовательный центр «Сириус» на программу «Большие вызовы». В проекте, над которым школьник работал на смене, исследовалось, насколько удалены разные районы города от метро и как сделать так, чтобы доставлять пассажиров из этих районов к станциям стало быстрее и удобнее. Также в проекте предлагается объединить трамвай, электробус и метро в интегрированную систему, за счет этого снизив количество автомобилей в городе.

«На транспортную доступность в проекте исследован каждый район Петербурга, а также пригороды, территориально расположенные в Ленобласти и максимально приближенные к городу. На основе этого исследования и были составлены оптимальные маршруты для обеспечения скорейшей доставки жителей до станций метрополитена и объектов городской инфраструктуры», – объясняет суть проекта школьник.

Ваня говорит, что по его инициативе уже изменено семь автобусных маршрутов, пять троллейбусных и один трамвайный. Например, на маршрут 46-го троллейбуса, который ходит от проспекта Народного Ополчения до станции Новосергиево, уже сделали новую дорогу и остановки. В первые две недели пассажиропоток на обновленном маршруте вырос в три раза, об этом свидетельствуют и данные СПб ГУП «Горэлектротранс».

Уникальные разработки

Еще Ваня рассказывает о трех маршрутах, где появились тарифные зоны. И теперь пассажиры, живущие далеко от метро, платят столько же, сколько и те, кто живет рядом с ним.

«На маршрутах автобусов № 200, 201 и 210 появились тарифные зоны. Различные участки маршрута оплачиваются по-разному. Например, стоимость проезда от станции метро «Кировский завод» до Ломоносова теперь приравнена к поездке от той же станции метро до Стрельны. Человек не должен платить дороже, если он приобрел жилье далеко от станции метро, ведь свободного жилья у станций метро почти не осталось, а метро в шаговой доступности только у 33% петербуржцев! Я предлагаю установить такие тарифные зоны для всех маршрутов, соединяющих жилые кварталы со станциями подземки», – говорит 11-классник.

Помимо логистики и тарифов, он занимается транспортными средствами с альтернативной энергетикой. Сейчас Ваня работает над троллейбусом с увеличенным автономным ходом и небольшим водородным генератором.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

«Я разработал саму водородно-топливную ячейку, которая разделяет водород и кислород посредством электричества, там графитовые электроды. Это уже не стальные пластины, которые окислялись, а это графит, который эффективнее, и его надо реже менять. До этого таких разработок не было», – с гордостью в голосе говорит Ваня.

Большие планы

Чтобы продвигать свои проекты, Ваня встречается с главами администраций районов, представителями Комитета по транспорту, экспертами из вузов. В школе с Иваном работает его научный руководитель Олег Сухоруков и директор Галина Ермакова. В октябре 2020 года председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков включил Ваню в рабочую группу по готовящейся транспортной реформе. Мальчик состоял в ней недолго, но успел предложить несколько изменений в маршрутах.

«Я присутствовал на конференции, на которой председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков сказал, что с такими людьми, как я, работают индивидуально. У них есть студенты из СПбГАСУ, Политеха, которые тоже разрабатывают логистику, а я – единственный школьник в Петербурге, который помогает с логистикой комитету», – вспоминает Ваня.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

При этом он всегда думает о том, чтобы жителям города было удобнее передвигаться на транспорте. Его всегда волновало большое количество жалоб и обращений, которые появляются на сайте Комитета по транспорту. Школьник надеется, что поможет изменить ситуацию и сделать транспорт комфортнее и доступнее для людей в родном городе.

«В будущем я хочу работать на руководящих транспортных должностях. И не только в Петербурге, но и, например, в Министерстве транспорта РФ», – делится планами на будущее Иван.