Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Перевод общественного транспорта на газ в Петербурге будет проходить постепенно

Развитием инфраструктуры займется «Газпром», сами перевозчики и частный бизнес
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В Петербурге перевод общественного транспорта на газомоторное топливо будет проходить планомерно и сразу по нескольким направлениям. Перевозчики уже переоснащают автобусные парки таким образом, чтобы подвижной состав мог работать на разном виде «голубого топлива». Первопроходцем в развитии инфраструктуры станет «Газпром». 

Транспортная реформа в городе начнется в 2022 году. Она затронет разные аспекты работы перевозчиков. Одним из главных пунктов реформы станет перевод подвижного состава на газомоторное топливо.

Как объясняют специалисты, сейчас на транспорте используется два вида газа. Первый – компримированный (сжатый) природный газ, или КПГ. Газ сжимают при помощи компрессора до давления свыше 200 бар, в результате чего его объем сокращается в 200-250 раз. В свою очередь, сжиженный природный газ (СПГ) получают в результате очистки природного газа от примесей и его охлаждения до температуры конденсации – минус 162 градуса по Цельсию. При этом объем газа уменьшается в 600 раз. По сравнению с нефтепродуктами оба вида газа выглядят предпочтительней. Однако, используя СПГ, заправлять авто придется еще реже. При этом при использовании СПГ не требуется дополнительная смазка двигателя, что также снижает издержки.

Одним из важных этапов реформы является развитие инфраструктуры. Сейчас инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Особенно это касается станций с СПГ. В конце июля вопрос развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области обсуждался в присутствии президента страны Владимира Путина. На этом совещании президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин так сформулировал проблему: для массового перехода на газ нужна инфраструктура. Бизнес готов ее развивать только тогда, когда в городе будет много техники. В итоге получается замкнутый круг.

Поэтому было решено начать перевод транспорта на более экологичный вид топлива с государства. С развитием инфраструктуры обещал помочь «Газпром». Сейчас Петербург – один из пяти регионов – участников пилотного проекта по ускоренному формированию рынка газомоторного топлива от группы «Газпром».

По данным газового гиганта, за первое полугодие текущего года на газозаправочных станциях города компанией «Газпром газомоторное топливо» было реализовано более 16 миллионов кубических метров метана. За аналогичный период 2020 года реализация составила всего 11 миллионов. Таким образом, уже заметен рост потребления.

В этом году «Газпром» должен ввести пять новых станций. Еще семь планируется построить в 2022 году. Всего к 2024 году сеть расширится до 25 станций. Однако важно уточнить, станции строятся для КПГ. Хотя в компании уже пообещали дооснастить станции колонками для СПГ. Однако для этого нужен сам сжиженный газ, и в скором времени он будет у Петербурга: в Усть-Луге газовый гигант возводит крупный завод по производству СПГ, в том числе и для обеспечения сети заправок.

В компании «Газпром газомоторное топливо» воздержались от развернутого комментария по теме развития сети заправочных станций, ограничившись лишь фразой: «Для обеспечения общей потребности заправки пассажирского транспорта Санкт-Петербурга на сжиженном природном газе компания прорабатывает варианты реализации СПГ на территории Санкт-Петербурга».

На следующей неделе в Петербурге стартует Петербургский международный газовый форум. Как выяснил «Петербургский дневник», на мероприятии состоится и подписание плана по развитию газозаправочной инфраструктуры вдоль автомобильных дорог между компанией «Российские автомобильные дороги» и «Газпром газомоторное топливо». Возможно, во время форума появится и дополнительная информация о программе развития газовой инфраструктуры в Северной столице.

В городе за транспортную реформу отвечает Комитет по транспорту. Как рассказала представитель этого ведомства Юлия Мелейко, комитет совместно с перевозчиками заинтересованы улучшать экологическую обстановку в интересах жителей города.

«Были проведены переговоры с поставщиками сжиженного природного газа и потребителями – автопарками, и выбрана схема, при которой перевозчик может создать собственную систему заправки СПГ на выпускающей площадке подвижного состава», – говорит она.

По словам Мелейко, технология транспортировки сжиженного природного газа позволяет осуществлять заправку транспортных средств, минуя сложную систему хранения, подготовки и раздачи топлива. Кроме того, создание СПГ заправки занимает гораздо меньше времени, чем КПГ. Собеседник издания уточнила, что перевозчики, с которыми мы находимся в постоянном диалоге, готовы совместными усилиями решать поставленные задачи в рамках перехода на новую модель транспортного обслуживания.

Как рассказал исполнительный директор одного из перевозчиков – «Питеравто» – Роман Юренев, одним из требований конкурса, по обслуживанию городских маршрутов было использование части автобусов на газу.

«Мы просчитали экономику и пришли к выводу, что сможем работать», – говорит Роман Юренев. Он также подтверждает, что хотя в городе и есть газовые заправочные станции, это далеко от идеала. Однако и переход на новый вид будет происходить постепенно, что позволит развивать инфраструктуру. Стоит добавить, что городской «Пассажиравтотранс» уже давно использует автобусы на газу. «Наше предприятие с 2014 года эксплуатирует автобусы на компримированном газе и развивает эту программу. Увеличение количества автобусов на КПГ идет параллельно с расширением сети заправок и модернизацией инфраструктуры», – резюмировали в компании.

Закрыть