Сжигать нельзя сортировать: как устроен первый в Петербурге музей мусора
Летом этого года году парковку ТРЦ «Мега-Дыбенко» украсил первый в Петербурге частный музей «PRO Мусор». Около 20 морских контейнеров, купленных за рубежом генеральным директором музея Германом Хильченко, ждала свалка из-за их непригодности и ветхости. Но конструкции оказались спасены, став основой для музея общей площадью 1000 квадратных метров.
Выставочное пространство собрали в Колпино, а затем перевезли на парковку. Здесь вместе с архитекторами сотрудники музея работали над внутренним наполнением музея.
Промышленные или коммунальные?
Экспозиция делится на несколько зон. Сначала гости попадают в «трубу мусоросжигательного завода», и это абсолютно не случайно. Как известно, бороться с отходами можно двумя путями: либо сжигать их, либо использовать в качестве вторичного сырья, отправляя мусор на переработку.
«Есть только один важный нюанс: при сжигании отходов, продукты горения попадают в атмосферу, и мы все этим дышим, – отметила экскурсовод Екатерина Морозова, пока мы поднимались по трубе.
Минуя ее, гости попадают в небольшое помещение. Здесь размещены диаграммы, созданные из фрагментов отходов.
«На них представлены фрагменты твердых коммунальных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности человека дома, на работе, на отдыхе, в основном они пищевые (34 процента), промышленные отходы, которых на самом деле гораздо больше, чем других видов, – отмечает экскурсовод. – Главная их особенность в том, что они располагаются локально, в пределах одного предприятия. То есть мы их не увидим, потому что они находятся на режимной территории. Многие об этом даже не задумываются».
На них же продемонстрированы еще несколько видов мусора: картон (23 процента), текстиль (1,9 процента), металлы (4,5 процента), бумага (9 процентов), стеклобой (4 процента). На табличках перечислены также радиоактивные, химические, биологические отходы.
«В этом небольшом помещении мы сразу показываем, как можно использовать отходы, представленные на диаграммах. Например, пластиковые трубы, в которых спрятаны коммуникации, сделаны из вторсырья. Лампа как декоративное украшение создана из бывшего бака для воды, а дверные ручки – из переработанных деталей мобильного телефона», – говорит Екатерина Морозова.
80 процентов мусора – на вторсырье
Во время экскурсии гости совершают небольшое путешествие во времени. В первую очередь заглядываем в пещеру древнего человека.
«В то время все отходы были в основном органического происхождения, то есть это кости, камни, палки, шкуры. Они, конечно, имели большой цикл жизни. Мы ведь не можем представить первобытного человека, который выбрасывает одежду, потому что она ему больше не нравится или на ней появилось пятно. Если одежду нельзя было никак использовать, она могла применяться в качестве материала, на котором можно было бы спать или просто им укрыться», – рассказывает экскурсовод.
Совсем ненужную одежду утилизировали двумя способами: либо закапывали в ямы, либо сжигали.
Время шло, наступила эпоха Средневековья. Большинство отходов тогда были пищевыми. Избавлялись от них одним способом: выбрасывали из окон домов, вместе с дождевыми стоками мусор попадал в реки и каналы, а в дальнейшем и в моря.
«Тогда придумали широкополые шляпы, которые закрывали не только голову, но и плечи. Таким образом население защищалось от помоев, которые выливали из окон прямо на головы. Перебить зловонный запах помогало создание «ядерных духов», – сказала Екатерина Морозова.
Такой способ «избавляться» от отходов приводил к росту заболеваемости, эпидемиям, способствовал появлению совсем новых болезней.
Тем временем из Средневековья гости «перепрыгивают» уже в советское время и попадают на кухню.
«Советский Союз в 70-80-е годы вышел на лидирующие позиции по переработке отходов: более 80 процентов мусора превращалось во вторичное сырье. Например, из пищевых делали корма для животных. Очень популярно было сдавать макулатуру. За активное участие можно было получить книгу или билеты в кино», – отмечает Екатерина Морозова.
Особой популярностью пользовалась стеклотара, в том числе бутылки из-под молока, сделанные по ГОСТу. Если на них не было сколов, их отмывали, отправляли обратно на завод для повторного использования. Таким образом, одна такая бутылка могла использоваться 40-60 раз. В ином случае она отправлялась на переработку.
«К слову, в то время не было одноразовой посуды, а значит, производилось и использовалось меньше пластика. Если говорить о пакетах, вместо них чаще всего использовали авоськи. В крайнем случае просто мыли один полиэтиленовый пакет по несколько раз», – отметила экскурсовод.
Больше 12 тысяч полигонов по стране
Среди юных посетителей экспозиции популярностью пользуется модель КамАЗ, которая представлена на «станции транспортировки отходов». Здесь можно представить себя самым настоящим водителем, сев за руль мусоровоза.
Рядом с грузовым автомобилем показаны уже знакомые многим разноцветные контейнеры с надписями: «Пластик», «Бумага», «Металл», «Стекло».
«Сегодня мы стоим перед важным выбором: что делать с отходами? Либо мы приходим к циклической экономике, когда рассортированный дома мусор, отправляется на предприятие, также делится по фракциям и отправляется на переработку. Самое главное, что из этих отходов должен быть создан новый продукт, который мы могли бы купить. Либо делаем выбор в пользу смешанного сбора отходов. В этом случае будет расти количество полигонов с мусором. Сегодня их уже насчитывается больше 12 тысяч по всей стране. Много вопросов вызывают мусоросжигательные заводы: хотим ли мы дышать продуктами горения? Например, в потенциальную мусоросжигательную трубу попадает более 25 тысяч разных отходов», – отметила Екатерина Морозова.
Сохранить дом для ежиков
Кроме того, в музее можно увидеть, как работает самая настоящая сортировочная лента. По соседству с ней стеллажи с предметами и вещами, которые ни в коем случае не должны попадать в мусорное ведро дома. Среди них: пластиковые упаковки от таблеток, дезодоранты, батарейки, аккумуляторы от телефонов.
«Аккумуляторы можно сдавать в сервисные центры, где ремонтируют телефоны. Как правило, многие из них сотрудничают с предприятиями, которые перерабатывают аккумуляторы, – отмечает Екатерина Морозова. – Как известно, батарейки выбрасывать также нельзя. Одна батарейка, которая оказывается в земле, загрязняет 20 квадратных метров земли, а это дом для одного ежика».
Тем, кто любит поработать руками, понравится зона утилизации пластика. Кстати, прежде чем создать из него новый продукт, все пластиковые емкости, крышки и прочие предметы моются несколько раз, затем отправляются на измельчение.
К слову, в музее как раз есть шредер – оборудование для измельчения пластика. «Хлопья», которые получаются в результате его переработки, еще раз моются и отправляются на термическую обработку, нагреваются до 280-300 градусов, а затем резко обдаются низкой температурой. Из такого материала можно сделать, например, леску. В дальнейшем ее нарезают, и получаются гранулы, то есть сырье. Уже из него можно создать новые предметы из пластика, от полиэтиленовых пакетов до ящиков для овощей.