Впервые за более чем 120 лет в Петербурге пройдет свадьба члена Российского императорского дома
Советник канцелярии главы Российского императорского дома Е. И. В. великой княгини Марии Владимировны Кирилл Кириллович Немирович-Данченко отметил, что предстоящая церемония – не просто внутрисемейное событие Дома Романовых, но событие, имеющее международное звучание и общественное значение внутри России.
– Такая свадьба должна иметь международный резонанс?
– Свадьбы члена династии Романовых не было в России более ста лет, и венчание великого князя Георгия Михайловича и Виктории Романовны, конечно же, является как историческим, так и общественным и международно значимым событием.
На торжество прибудут главы и члены императорских, королевских и владетельных домов Европы и Азии, представители зарубежных государственных, деловых и общественных кругов, деятели культуры. Их приезд даст великому князю Георгию Михайловичу возможность показать им Россию – современную, демократическую страну. А свадьба как яркое светское событие привлечет дополнительное большое внимание зарубежной прессы и общественных кругов и даст новый ракурс российской тематике. Всё это будет способствовать более критичному отношению к тем мифам о жизни современной России, которые культивируются сейчас некоторыми зарубежными кругами. В качестве, конечно, более масштабного примера приведу впечатление зарубежных болельщиков, приехавших к нам на чемпионат мира по футболу. Как их поразила доброжелательность россиян и полное отсутствие тех «страшилок», которыми их пугали у них на родине.
Свадьба цесаревича Георгия Михайловича и Виктории Романовны в очередной раз подчеркнет позицию Российского императорского дома как важной социокультурной исторической институции, хранящей исконные традиции преемственности и имеющей современный оптимистичный взгляд в будущее и желание его представителей отдавать свои силы на развитие нашего Отечества.
– Расскажите подробнее о гостях церемонии – представителях иностранных монархических домов.
– Все европейские венценосные особы в той или иной степени родственники. Королевские дома Европы можно считать одной большой семьей, членами которой являются и глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. И такие события, как свадьба, – это важный и радостный повод встретиться.
К сожалению, сейчас мы живем в эпоху пандемии коронавируса, что вносит свои коррективы: приехать смогут не все, кто желал присутствовать и был приглашен. Но даже эти трудности не помешают в эти дни прибыть в Санкт-Петербург представителям Бельгийского, Черногорского, Итальянского, Югославского, Прусского королевских домов; также ожидаются на свадьбе царь болгар Симеон II и король Египта Ахмед Фуад II, глава Португальского королевского Дома Дуарте Пиу, герцог Браганса. Важно и символично присутствие на семейном торжестве главы Грузинского царского дома, князя Давида Багратиона-Мухранского. Поздравить молодоженов приедут и глава Албанского королевского дома Лека II Зогу, и внук последнего короля Италии Умберто II Савойского – Эммануил Филиберт Савойский, принц Венеции. Сейчас я назвал далеко не всех, в общей сложности в Россию в эти дни прибудут представители почти 20 королевских домов и владетельных династий.
– Известно, что на церемонию приглашен широкий круг представителей российских общественных организаций, деятели культуры…
– Конечно же. Необходимо отметить, что кроме зарубежных гостей на свадьбу приглашены многочисленные российские гости. Это – деятели культуры, науки, иерархи и клирики Русской православной церкви, других российских традиционных религий; представители политических, государственных и деловых кругов.
Да, конечно, будут известные и высокопоставленные гости, но великий князь Георгий Михайлович со своей будущей женой пригласили на торжество почти 200 представителей широкого круга российских общественных культурных, благотворительных и социальных организаций, что выражает глубокое уважение Российского императорского дома к трудам этих людей, способствующих сохранению культуры, исторических традиций и религиозных ценностей, развитию общественных инициатив, благотворительности и социальной поддержки. Наверное, не было ещё в современной России ни одного подобного семейного события, которое объединило бы такие разнообразные круги наших соотечественников, радеющих сердцем за Россию. И здесь мне вспоминаются слова августейшей матери великого князя – Марии Владимировны, которая всегда подчеркивает, что для нее наиболее близок взгляд на государство и общество как на большую семью. И это желание цесаревича Георгия и его невесты видеть гостями своего семейного праздника всех этих людей, вероятно, и есть их внутреннее стремление к реализации этого принципа.
– Будут ли соблюдены исторические традиции?
– Конечно же, эта свадьба укладывается в парадигму традиции браковенчаний российских великих князей, но члены Императорской семьи – современные люди. Да, в XVIII-XIX веках великокняжеская свадьба была большим событием, праздником, который мог длиться несколько недель и отмечался очень широко. Тогда к нему приурочивалось множество общественных, светских мероприятий. Сейчас мы живем в иной и социальной и исторической реальности, и поэтому и нынешняя свадьба, сохраняя определенные важные исторические и протокольные элементы, будет, конечно же, менее помпезна, скромна, более открыта и, можно сказать, даже демократична.
После центрального и главного события – церемонии браковенчания в Исаакиевском соборе, которую возглавит преосвященнейший митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий, в одном из исторических залов Петербурга, непосредственно связанных с семейной историей Дома Романовых, пройдет торжественный прием, а на следующий день молодая чета порадует своих гостей праздником в одном из пригородов Северной столицы.
– Есть какие-либо исторические детали свадьбы, о которых можно было бы рассказать?
– Расскажу немного о нескольких деталях. Когда великому князю Георгию Михайловичу исполнилось 18 лет, его мама – великая княгиня Мария Владимировна – подарила ему семейную реликвию – одно из романовских колец, которое он должен был преподнести своей избраннице, с которой решит связать свою жизнь. Так и случилось. 24 января этого года в Троицком соборе костромского Ипатьевского монастыря, в том самом монастыре, где был призван на царство первый царь из Дома Романовых – Михаил Федорович, состоялся чин обручения, который совершил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт. Во время этой церемонии Георгий Михайлович и преподнес Виктории Романовне то самое кольцо. По центру этого кольца размещен рубин-кабошон, символизирующий любовь и благородство, а по обеим сторонам от него – два бриллианта, олицетворяющие чистоту и силу.
Платье невесты создано итальянскими дизайнерами, а фата и шлейф расшиты русскими вышивальщицами. Это не случайно, невеста по происхождению итальянка, и этим Виктория Романовна хочет подчеркнуть свою искреннюю любовь к России.
– Расскажите, пожалуйста, о невесте Виктории Романовне?
– Виктория Романовна, урожденная Ребекка Беттарини – дочь итальянского дипломата. После школы училась в Свободном международном университете социальных наук Луисса Гвидо Карли, где изучала политологию, там получила степень магистра европейского и международного права со специализацией в урегулировании вооружённых конфликтов, а также по законодательству, регулирующему деятельность Всемирной торговой организации. Затем работала в итальянском оборонном предприятии, позже участвовала в анализе развития европейских программ Галилео (Galileo) и Коперника (Copernicus), и программ системы наблюдения Земли и навигации.
В 2009 году Ребекка впервые посетила Россию, побывав в Санкт-Петербурге вместе со своим отцом. С этого периода она в течение десяти лет оказывала постоянную помощь великому князю Георгию Михайловичу в его социальной и культурной деятельности, а в 2017 году стала директором благотворительного Российского императорского фонда, состоящего под покровительством главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны.
С 2019 года Виктория Романовна живёт в Москве, где руководит деятельностью Императорского фонда и активно занимается изучением русского языка и русской культуры.
– Будет ли стоять гражданский штамп в паспорте великого князя?
– Конечно же! И не только будет, а уже стоит. Члены Императорского дома всегда подчёркивают, что они, являясь российскими гражданами, чтут и исполняют нормы современного российского законодательства. А что касается гражданской регистрации, то ведь мир за последние 100 лет изменился, и если раньше законность брака перед обществом гарантировали религиозные институции, то нынче эту функцию в большинстве стран мира выполняют государство. Поэтому 24 сентября этого года в Москве, в одном из ЗАГСов прошла церемония регистрации брака. Это норма, но для религиозных людей не менее важно освящение семейного союза церковью.
– Почему Петербург и Исаакиевский собор?
– Сейчас Российский императорский дом – это не политическая, а историческая и культурная институция. Я думаю, что если бы свадьба проходила в Москве, она получила бы в том числе ненужные политические коннотации. А Петербург не случайно считается культурной столицей нашего Отечества, и, конечно же, он традиционно очень близок Императорской семье.
Исаакиевский собор – один из самых красивых соборов не только Петербурга и символ романовской Империи, и золотого века русской культуры. Отмечу и еще одну малоизвестную деталь. У каждого собора до 1917 года была своя территория окормления паствы. И хотя в Зимнем дворце была домовая церковь, в которой молились члены Царского дома, но территориально Исаакиевский собор окормлял и «жителей» Зимнего дворца. Предполагаю, что эта деталь не была определяющей для великого князя Георгия Михайловича и Виктории Романовны, но она интересна.
– Гражданами какого государства являются члены Императорского дома?
– В 1992 году бывший тогда президентом России Борис Николаевич Ельцин встречался с ныне покойным главой Российского императорского дома великим князем Владимиром Кирилловичем – дедом великого князя Георгия Михайловича – и вручил Владимиру Кирилловичу и членам его семьи российские паспорта. С этого момента все представители Российского императорского дома вновь имеют российские паспорта.
Важно отметить одну интересную и малоизвестную деталь. С 1918 года, находясь в изгнании, члены династии Романовых никогда не отказываясь от российского гражданства, принципиально не принимали иностранного подданства и все годы жили с так называемым «нансеновским паспортом», который был разработан в 1922 году комиссаром Лиги Наций по делам беженцев, норвежцем Фритьофом Нансеном и позволял русским изгнанникам иметь международно признанный документ, подтверждающий личность. Отсутствие какого-либо гражданства, безусловно, накладывало трудности, но этот шаг ярко свидетельствует о том, что никогда, даже находясь далеко от своего Отечества, члены Императорского дома не порывали с ним своей исторической, и эмоциональной, и духовной связи.