Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Владимир Рябовол: «Знать все – видеть и понимать главное»

О медиа в эпоху цифровой трансформации, статусе самого читающего региона России, поддержке издательских проектов, праздничном оформлении города и контроле за размещением объектов наружной рекламы в Петербурге рассказал в день 30-летия Комитета по печати и взаимодействию со СМИ его председатель Владимир Рябовол
Владимир Рябовол: «Знать все – видеть и понимать главное» Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Тридцать лет, когда появился Комитет по печати, в Петербурге выходили такие известные на всю страну газеты, как «Смена», «Час пик», «Невское время». В телеэфире тоже изменения: настоящей историей стало Ленинградское телевидение. На ваш взгляд, в чем изменения к лучшему? И чего из тех времен не хватает Петербургу 2021 года?

– За этот относительно небольшой исторический интервал развитие средств массовой информации, их трансформация в совершенно новые, современные медиаплатформы происходили с фантастической скоростью. На этот прорыв в первую очередь оказывает влияние цифровизация индустрии, изменение форматов вещания и взаимодействия с аудиторией. Изменились предпочтения и самой аудитории: вырос общественный запрос на скорость получения информации, ее достоверность, доступность и максимальную объективность.

Действительно, к сожалению, не все издания, которые в недавнем прошлом были гордостью питерской журналистики, сумели изменить формат, адаптироваться к новым реалиям, выжить в условиях высококонкурентного рынка. Тем не менее опыт большинства их создателей востребован и сегодня. И мы видим немало примеров тому, как стартующие новые проекты в медиаиндустрии, новые информационные агентства или каналы общественно-политического вещания возглавляют замечательные, талантливые журналисты, стоявшие в свое время у истоков перечисленных вами изданий.

Отмечу, что ряд СМИ нашего города сумели и в непростых условиях современных реалий сохранить востребованность своей аудитории. Этот опыт вызывает особенное уважение.

Так, например, «Санкт-Петербургские ведомости» – старейшее городское издание с богатейшей историей сегодня продолжает выходить в печатном виде, одновременно развивая цифровые сервисы. Более того, издание существенно выросло за рамки традиционного СМИ и представляет собой издательский дом с множеством интереснейших специальных проектов. Много лет работает студия на Карповке, транслируя видео- и радиосюжеты о жизни Северной столицы. Здорово, что удалось сохранить и такие классические издания для детей и юношества, как «Костер» и «Пять углов». Наконец, на разных уровнях регионального и федерального общественно-политического вещания сохраняются, приумножаются и развиваются лучшие традиции Ленинградского телевидения – это и Пятый канал, и канал «78», и, конечно, телеканал «Санкт-Петербург», который с 2017 года является общедоступным обязательным региональным телеканалом, вещающим на так называемой «21-й кнопке».

Каждый из перечисленных ресурсов, сохраняя лучший опыт традиционных, академических журналистских традиций, активно развивает и новые форматы журналистики, предоставляющие своей аудитории целый ряд цифровых сервисов и приложений. На новый уровень выходит взаимодействие с аудиторией в социальных сетях, пабликах, производство нового цифрового контента. Все это 30 лет назад казалось просто фантастикой!

– Онлайн-СМИ в современном Петербурге больше, чем городских ТВ-каналов и газет. Есть ли у Комитета по печати разница в работе с ними?

– То, что медиаресурсы нашего города, не входящие в число государственных СМИ, имеют существенный потенциал как количественного, так и качественного роста, – замечательно. Комитет по печати и взаимодействию со СМИ на протяжении всех трех десятков лет старался делать все возможное, чтобы развивать совместные проекты и сотрудничество. На протяжении всего этого времени была оказана поддержка социально значимым проектам средств массовой информации самых различных форматов. Грантами правительства Санкт-Петербурга были поддержаны сотни радио- и телепроектов, общественно-политических проектов информагентств, а также специализированных изданий в области здравоохранения, спорта, детской и юношеской прессы.

Ежегодно премиями правительства Санкт-Петербурга в области журналистики отмечаются и лучшие творческие проекты городских журналистов. Важно, на мой взгляд, что комиссия, в которую входят не только представители исполнительной и законодательной власти, но и журналистского, писательского профессионального сообщества, общественных организаций, поддерживает наряду с масштабными проектами титулованных изданий в том числе и небольшие, иногда единичные публикации молодых авторов в районных СМИ, интернет-изданиях, отличающиеся качеством изложения и актуальностью освещаемых тем и вопросов.

– Действительно ли рассматривается переезд телеканала «Санкт-Петербург» с Чапыгина, 6?

– Сейчас можно говорить только о том, что этот вопрос находится в стадии обсуждения. Основной мотив – это объединение всех медиаресурсов, собственником которых является город, на одной площадке, в один медиахолдинг. Это позволит оптимизировать затраты и сделать деятельность единой структуры более эффективной. В настоящий момент, помимо телеканала, газета «Петербургский дневник» и интернет-издание spbdnevnik.ru, газета «Метро» и объединенная редакция районных газет – расположены на разных площадках. Это для всех неудобно и, как следствие, малоэффективно. Переезд и реорганизация, по нашим оценкам, займет не менее полутора-двух лет. Понятно, что реализация этой «дорожной карты» должна быть обеспечена и необходимыми финансовыми ресурсами. В случае если он будет утвержден правительством города и принят законом Санкт-Петербурга о бюджете на 2022 год, мы начнем движение в этом направлении.

– Комитет по печати отвечает еще и за рекламные конструкции в городе. Конечно, разница между девяностыми и сегодняшним днем видна невооруженным взглядом: растяжки пропали и все меньше и меньше незаконных конструкций. Но все же – чего не хватает для совершенства? И каким его видит Комитет по печати?

– В Санкт-Петербурге рекламные и информационные конструкции устанавливаются и эксплуатируются в соответствии с требованиями как федерального, так и регионального законодательства. Сейчас в городе размещено порядка 7,5 тысячи рекламных конструкций. По результатам заключенных договоров они приносят в бюджет Санкт-Петербурга около миллиарда рублей в год. Действительно, в течение последних лет количество рекламных конструкций, установленных в городской среде, сократилось более чем в два раза. Из центральной, исторической части города было выведено все крупноформатное оборудование. При этом по результатам торгов поступления в бюджет от этого вида деятельности сокращены не были. Сейчас рекламный рынок переживает не самые легкие времена. Особо подчеркну, что на установленных в городе рекламоносителях размещается ряд важнейших социальных программ. Это и поздравительная плакатная тематика ко всем праздничным и памятным датам, и социально направленная информация в области здравоохранения (в части соблюдения мер противоэпидемического характера, необходимости защиты себя и своих близких, важности вакцинации). Проекты в области безопасности дорожного движения, культуры и спорта, противодействия коррупции и многие другие.

Со своей стороны, в рамках плана мер поддержки экономики Санкт-Петербурга, а также отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, подготовленного городским правительством и подписанного губернатором города, был предусмотрен комплекс мер, позволяющий операторам наружной рекламы сохранить трудовые коллективы, деятельность компаний и поступления в региональный бюджет.

Конечно, в этот сложный для всех нас период существенно снизилась инвестиционная активность операторов, позволяющая перевести большинство рекламных конструкций в современный электронный формат. Тем не менее нам удалось избежать полного краха этого социально важного сегмента городской экономики. И я очень надеюсь, что уже в ближайшее время компании смогут вновь менять рекламное оборудование на качественное и современное, отвечающее высокому статусу Северной столицы.

В рамках своих полномочий нами реализуется и ряд мер, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере рекламы и информации. Эта часть нашей деятельности направлена на предоставление госуслуги по выдаче разрешений на рекламные и информационные объекты, а также их мониторингу и контролю на соответствие выданным разрешениям. Это направление работы прежде всего касается вывесок предприятий сферы услуг и торговли. Законодательство в этой области за последние годы также претерпело серьезные изменения. Изменились требования к размеру, цвету, формату, высоте размещения вывесок. Все они направлены на то, чтобы размещение рекламных и информационных объектов не входило в противоречие с неповторимым обликом нашего города. Гармонизация этих объектов в городской среде, ежедневный мониторинг нарушений, административная практика также позволили снизить существенное число нарушений в этом вопросе, упорядочить размещение рекламы и информации в Санкт-Петербурге.

Мы также внимательно относимся ко всем обращениям жителей, в том числе через публичные электронные информационные ресурсы, обращающим внимание на те или иные проблемы в области благоустройства, размещения рекламных и информационных объектов. Конечно, стараемся оперативно на них реагировать, чтобы наш город действительно стал визуально комфортным, умным, социальным, открытым.

– Год назад была громкая история с ленинградскими вывесками, которые через портал «Наш Санкт-Петербург» требовал убрать один из пользователей. Закончилось ли все благополучно для самих ленинградских вывесок? Появился ли реестр вывесок, защищенных теперь законом?

– Мы не преследуем цели демонтажа всех вывесок, установленных в советский период. Напротив, мы заинтересованы в сохранении здорового архитектурного наследия, в том числе советского периода, как исторической ценности. Действительно, за последние тридцать лет и федеральное, и региональное законодательство, регулирующее размещение рекламно-информационных объектов, существенно изменилось. Вывески, установленные в советское время, оказались в правовом вакууме.

После соответствующей правовой экспертизы мы вышли с инициативой о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Изменения вступили в силу 10 января 2021 года. Согласно новым правилам, эксплуатация объектов информации, установленных до 10 октября 1996 года, допускается при отсутствии разрешения, выдаваемого Комитетом по печати, при наличии собственника и отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан. В настоящее время комитетом ведется реестр эксплуатации объектов. Все лица, которым принадлежит вывеска, установленная до 10 октября 1996 года, могут обратиться в комитет с заявлением о внесении соответствующих сведений.

В том числе ведется работа, направленная и на восстановление информационных объектов советских времен, представляющих особую социальную значимость. Так, уже был возвращен исторический облик надписи «Город-герой – Ленинград», установленной на площади Восстания, композиции орденов Славы на здании универмага «Московский», площади Победы. Восстановлена вывеска на Кировском универмаге, в историческом облике здания, построенного еще в 1929-1931 годах. Композиция с надписью «1941-1945» на площади Мужества.

– Вопрос, который нам часто задают наши читатели: судьба киосков периодической печатной продукции, распространение в которых прессы становится малорентабельным проектом и зачастую их вытесняют товары повседневного спроса, в частности фрукты, овощи, кофе...

– Сейчас совместно с профильными органами власти мы изучаем различные варианты правовых отношений с владельцами нестационарных торговых объектов. Изучается в том числе опыт Москвы, ряда других субъектов РФ, где жестким условием аренды торгового павильона является соответствие назначению профиля торговой деятельности. Мы надеемся, что это позволит избежать использования площадей, предназначенных для распространения прессы, в непрофильных торговых целях.

– В сферу ответственности Комитета по печати входит праздничное оформление города. Что ждать петербуржцам в этом году на новогодние праздники? Какие направления разрабатываются к новому, 2022 году и Рождеству Христову?

– Очень надеюсь, что в этом году нам не просто удастся воссоздать программу прошлого года, но и добавить целый ряд новых мест и праздничных элементов, привязанных к программе праздничных культурных мероприятий и туристических маршрутов в исторической части Санкт-Петербурга.

Опыт прошлого года показал, что жители и гости нашего города оценивают праздничное убранство Санкт-Петербурга на основе эмоций и впечатлений, полученных в исторической, центральной части города: новогодней ели на Дворцовой площади, прилегающих к ней улиц, скверов, фасадов зданий и Невского проспекта. Поэтому дополнительно к программе прошлого года мы совместно с Комитетом по развитию туризма и Комитетом культуры разработали восемь праздничных новогодних пешеходных маршрутов. На них предусмотрены новое праздничное убранство, новые дизайнерские решения, неординарные технические и технологические приемы. Все это планируется поэтапно реализовать в рамках праздничного оформления к новому, 2022-му и новому, 2023 году и рождественским каникулам.

Разрабатывая концепцию оформления, мы стараемся сохранить единые стилистические и дизайнерские решения, в том числе в программах удаленных от центра районов с массовой жилой застройкой. Снова порадуют жителей своим убранством Приморский, Коломяжский, Гражданский проспекты. Любимые многими Володарский мост, микрорайоны Парнаса и Шушар и еще многие другие адреса. Таким образом, проводится поэтапная интеграция программ районного оформления в общую концепцию централизованного оформления за счет включения в нее значимых магистралей и площадей.

Ну и, конечно, мы рассчитываем, что сможем опять реализовать проект установки живой ели на Дворцовой площади. Такое решение так понравилось петербуржцам и гостям города в прошлом году, что, скорее всего, оно будет поддержано через ставшее традиционным голосование и в этом году.

– Планируется ли на Новый год Книжный салон? Если да, то что на нем будет?

– В этом году мы решили отказаться от новогодней книжной ярмарки в прежнем ее понимании и формате. Но у нас родилась идея собрать профессионалов книжного рынка из разных сфер – регулирующих органов, издателей, книжных магазинов, библиотек – и провести финальное годовое отраслевое мероприятие, где все профессионалы отрасли смогут пообщаться, обменяться опытом и новыми идеями, обсудить планы на будущее и перспективы развития.

Представители книжной сферы, как правило, встречаются только на выставках и ярмарках, где основной акцент делается на работу с конечным потребителем – проведение презентаций новых книг, работу с авторами и продажи. Пока в Санкт-Петербурге, возможно даже – стране, этому формату не уделялось достаточного внимания и не существует именно профессиональной дискуссионной площадки, отраслевого, индустриального формата, ориентированного не просто на торговлю, а на обсуждение актуальных вопросов книжного бизнеса. А потребность в такой площадке нам представляется очень высокой. Еще до ограничений 2020 года, вызванных пандемией, темпы развития отрасли существенно снизились. В 2020 году книжный бизнес был признан одним из наиболее пострадавших. Эксперты отрасли считают, что, только объединившись, можно преодолеть кризисную ситуацию. Рабочее название мероприятия – Книжная ассамблея – дает отсылку к ассамблеям, реализованным еще Петром Первым. Проводиться она будет в течение двух дней, 16-17 декабря. Надеемся, что нас, как всегда, поддержат и Российский книжный союз, и Российская национальная библиотека, Всемирный клуб петербуржцев и Фонд имени Д.С. Лихачева.

– Известна ли площадка, которая примет Книжный салон в следующем году? Пройдет ли это событие вновь на Дворцовой площади?

– Книжный салон 2021 года, который прошел на Дворцовой площади и в здании Главного штаба Эрмитажа, задал этому крупнейшему культурному событию Санкт-Петербурга совершенно новый высокий уровень. Количество посетителей, особенно в формате онлайн, было беспрецедентным: около 3 миллионов человек посмотрели онлайн-трансляции и порядка 100 тысяч человек в день стали гостями салона «вживую». Уровень мероприятий, их количество, охват – все в этом году было по-другому. Конечно, мы рассчитываем сохранить этот формат и в следующем году.

Мы пообщались с участниками и гостями салона, теперь, получив этот опыт, знаем и слабые стороны. В основном они связаны со сложной логистикой в здании Главного штаба и длинными очередями на вход в здание. Все неудобства были вызваны ковид-ограничениями этого года. Сейчас думаем над тем, как сделать мероприятие еще более комфортным, удобным и интересным. Президент Российского книжного союза Сергей Степашин, подводя итоги XVI Санкт-Петербургского международного книжного салона, обратился к губернатору Санкт-Петербурга с предложением ежегодно проводить Книжный салон на Дворцовой площади. Александр Дмитриевич поддержал эту инициативу. Поэтому в следующем году Книжный салон пройдет с 26 по 29 мая традиционно в рамках празднования Дня города. Основной темой станет 350-летие со дня рождения Петра I.

– 30 лет – это знаковая дата для комитета?

– Да. И прежде всего я хочу поблагодарить всех сотрудников комитета и отметить вклад тех, кто все эти годы своим трудом и талантами помогал реализовывать эффектные и красивые медиапроекты, а также тех, кто проявил себя с лучшей стороны в области оформления города, проведения Книжных салонов и праздника выпускников «Алые паруса», который считается лучшим ивент-событием мира, отмеченным жюри престижного конкурса Best Event Awards World. Статуэтку победителя получил Пятый канал – бессменный многолетний партнер и организатор события. Этот праздник стал визитной карточкой не только Петербурга, но и, без сомнения, всей нашей страны.

На заметку:
Владимир Рябовол окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности и Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ. Долгое время руководил компанией, которая занимается наружной рекламой.