Эксперты обсудили, нужен ли формат электронного голосования в Петербурге

Выборы в России, проходившие с 17 по 19 сентября, признаны состоявшимися и действительными. Партия «Единая Россия» получит в новом созыве 324 мандата, КПРФ – 57, у партии «Справедливая Россия – За правду» будет 27 мест, у ЛДПР – 21. Также в Госдуму пройдет партия «Новые люди» – у нее 13 мандатов. Партии «Родина», «Гражданская платформа», Партия Роста получают по одному мандату. Пять мест займут кандидаты-самовыдвиженцы.
В Москве, Севастополе, в Курской, Нижегородской, Ярославской, Мурманской и Ростовской областях также проходило электронное голосование. В Петербурге ограничились только офлайн-форматом. Губернатор Александр Беглов объяснил это различием городской и федеральной систем, ведь Петербург создал ее первым в стране. К следующим выборам все технологические вопросы должны быть решены.
Ход и результаты голосования в Петербурге обсудили эксперты передачи «Радиоклуб на Карповке», которую провел в эфире «Радио России» главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов.
Медиатехнолог Сергей Наумов уверен, что если мы не перейдем к электронному голосованию, то явка будет с каждым годом все меньше.
«По приходе на участок все было корректно с точки зрения безопасности, но 10 минут поиска фамилии, бумажные полотна, я еле досидел. Так мы и теряем электорат, так как отсутствие электронного голосования лишает определенного права проголосовать так, как мне комфортно», – сказал он, при этом добавив, что молодое поколение не будет ходить на участки, электронное голосование для них – это альтернатива. Однако вопрос все равно остается дискуссионным, так как полностью заменить одну систему другой очень трудно.
По мнению социолога Татьяны Протасенко, в случае с электронным голосованием есть большие сложности, так как примерно у 20 процентов населения России нет доступа к Интернету. «В основном это, конечно, пожилые люди, а некоторым некогда, некоторые не любят (онлайн. – Ред.)», – сказала Протасенко.
Низкий уровень явки в Петербурге она предложила проанализировать с помощью опросов. Однако выразила мнение, что интерес к социологии за последние 2 года в Петербурге существенно снизился. Причиной стало и скромное финансирование.
Что касается пропорций, которые были получены по результатам обработки протоколов, то они, по мнению политтехнолога и политического психолога Александра Ершова, оказались такими, какой была и сама кампания.
«Трудно сравнивать, потому что не было ожиданий. Не было опубликовано никакого социального опроса. Та же оппозиция, чтобы показать фальсификации, может провести соцопрос, и если результаты резко отличаются, то тогда и возникает протест. Почему-то ни одна оппозиционная партия его не провела. У нас был только опрос ВЦИОМа, который действительно показывал примерно то, что мы получили в итоге», – подчеркнул эксперт.