Яндекс.Метрика
  • Сергей Чернобай

О чем писал театральный художник Оскар Клевер в своем прусском дневнике

Среди множества документов личных фондов военного времени, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга, особое место занимает дневник, который вел театральный художник Оскар Юльевич Клевер в 1942-1943 годах

Война застала Оскара Клевера и членов его семьи в Пушкине. В конце 1941 – начале 1942 года семейство жило практически на передовой, страдало от холода и недоедания. Там же погибли и довоенные дневниковые записи Оскара Клевера, которые использовали как топливо.

Фиксировал быт

В феврале 1942 года Клеверы в числе нескольких тысяч советских граждан немецкого происхождения были вывезены властями Третьего рейха в Западную Пруссию. Переезжали в крайне тяжелых условиях. Ольга, сестра Оскара Клевера, чей организм был подорван событиями последних месяцев, не пережила путешествия.

По прибытии в пункт назначения репатрианты (а именно так официально именовались переселенцы) оказались… за колючей проволокой. В Конице, лагере для перемещенных лиц, семье Клеверов пришлось провести год. Именно там Оскар Клевер отважился вновь вести свой дневник, ежедневно фиксируя лагерный быт, нормы питания и слухи, бывшие зачастую единственной связью с событиями, происходившими за тысячи километров от Коница.

На страницах дневника подробно описана творческая деятельность художника: он выполнял заказы для лагерных надзирателей и жителей расположенного рядом города, рисовал проекты декораций для кружка театралов, работавшего в лагере, а также серию иллюстраций к сказкам Ганса Христиана Андерсена и к стихам Марины Цветаевой.

Участвовал в выставках

Возможно, Клеверам пришлось бы, подобно многим другим перемещенным лицам, сменить еще несколько лагерей, если бы творчество Оскара Клевера и его сестры Марии, тоже художницы, не привлекло внимание руководства художественного музея в городе Бромберге.

Оскар Клевер и его сестра работали на музей, участвовали в нескольких художественных выставках.

Несмотря на немецкое происхождение, Оскар Клевер слабо говорил и плохо понимал по-немецки, писал на языке своих предков с ошибками.
Неудивительно, что контакты семейство поддерживало прежде всего с представителями русской эмиграции. К тому же с некоторыми из них Клеверы были знакомы еще до революции.

Отношение к эмигрантам у советского немца Оскара Клевера было не враждебное, но явно скептическое. Дневник фиксирует плохое знание ими советской действительности.

Так, одного из активных участников Белого движения, бывшего комендантом города, название которого Оскар Клевер вымарал со страницы дневника в 1945 году, шокировал рассказ о довоенном Ленинграде. «Выяснилось, что у эмигрантов составилось мнение весьма ошибочное о том, что такое Петербург в настоящее время, – написал художник в дневнике. – Он все время хватался за голову и возмущался «ложным слухам». О том, что такое «троллейбус», он не имел понятия, и это его, кажется, окончательно потрясло, как и голубые трамваи со светящимися подножками».

Активно контактировал художник и с остарбайтерами. Можно только гадать, как бы отреагировали германские чиновники, узнав, что при создании образа героя германской мифологии Зигфрида Оскар Клевер использовал в качестве модели славянина-остарбайтера.

Вернулся в Пушкин

Записи дневника обрываются в конце 1943 года, после чего жизнь Оскара Клевера можно проследить пунктиром.

Известно, что его работы участвовали в художественной выставке бромбергского музея в 1944 году. После того как в январе 1945 года город заняли советские и польские войска, Клевер работал при эвакуационном госпитале, занимаясь его художественным оформлением.

В 1946 году семейство Клеверов вернулось в родной Пушкин – только для того, чтобы отправиться искать жилье в Ленинграде. Их дом не пережил войну.