Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Памятник летчику Михаилу Балабушке в Петергофе возьмут под охрану

Но сначала нужно определить его первоначальное местоположение

Петербуржцы обеспокоены судьбой памятника летчику Михаилу Балабушке в Петергофе. Памятник на улице Бондаровской у дома № 21 установили еще в 1913 году через некоторое время после гибели военного летчика.

По словам краеведа, жителя Петергофа Кирилла Белоусова, Балабушка разбился на плацу Каспийского пехотного полка при заходе на посадку. После смерти летчика офицеры Каспийского пехотного полка Русской императорской армии, казармы которых были расположены недалеко от места происшествия, собрали по своей инициативе деньги и в том же году недалеко от казарм установили памятник летчику. Перед войной в 30-40-е годы XX века памятник закопали, а обнаружили и освободили от земли во время производственных работ в 70-е годы XX века. А затем установили неподалеку от места гибели летчика.

«В мае этого года я обратился в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с предложением рассмотреть возможность присвоить памятнику статус вновь выявленного объекта культурного наследия. До сих пор я не получил от комитета официального ответа, но увидел на сайте ведомства распоряжение об отказе включения памятника в этот перечень», – рассказывает Кирилл Белоусов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

К слову, почему памятник выглядит как камень, краеведу сказать сейчас сложно. Для этого нужно провести историко-архивное исследование, детально поработать с документами. Но, по словам собеседника «Петербургского дневника», в случае с памятником речь идет не о его архитектурно-художественной составляющей.

«Этот памятник – свидетельство начального этапа развития истории российской авиации. Другими словами, летчик Балабушка – пионер воздухоплавания. Соответственно, память об этом сложном историческом периоде с его несовершенством систем управления и самой техники сохраняется благодаря существованию такого памятника, – считает Кирилл Белоусов. – Кроме того, установленный памятник свидетельствует об интересе людей того времени к развитию воздухоплавательного транспорта».

Отметим, что краевед настроен решительно: если ведомство пришлет ответ с отказом включения памятника в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, петербуржец намерен обратиться со своим вопросом к профильному вице-губернатору, а после – к губернатору города Александру Беглову.

«Если реакция не последует, я планирую в судебном порядке обжаловать решение КГИОП», – добавил Белоусов.

СВЯЖУТ С ПАМЯТНИКОМ

Тем временем в ведомстве «Петербургскому дневнику» сообщили, что специалисты не нашли оснований для присвоения произведению искусства статуса памятника.

«Однако, приняв во внимание исторические сведения о связях памятника с комплексом Казарм Каспийского полка, специалисты предложили включить его в предмет охраны и в границы территории объекта культурного наследия регионального значения ''Казармы 148-го пехотного Каспийского полка''», – прокомментировали ситуацию в КГИОП.

Там подчеркнули, что сначала необходимо уточнить данные о первоначальном местоположении памятника.

Другими словами, памятник будет относиться к казармам Каспийского полка – объекту культурного наследия. Его повреждение или уничтожение будет рассматриваться как нанесение урона всему памятнику истории и культуры, а за это предусмотрена уголовная ответственность.

Закрыть