Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Здесь хранятся тайны мастерства»: Театральной библиотеке исполнилось 265 лет

Она является ровесницей первого русского профессионального театра
Фото: Марина Алексеева/ «Петербургский дневник»

Старейшей Театральной библиотеке России исполнилось 265 лет 14 сентября. Учрежденная по указу императрицы Елизаветы 30 августа 1756 года, она является ровесницей первого русского профессионального театра. Но при этом принимает не только деятелей искусства, но и всех читателей.

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека начиналась… с сундука. Именно в нем актеры труппы Федора Волкова, создателя первого постоянного русского театра, хранили пьесы.

За свои почти три века библиотека не раз меняла место жительства. Пока наконец не обосновалась на улице Зодчего Росси, 2. Но где бы она ни находилась, ее работа не прерывалась никогда. Даже в блокаду ее сотрудники, а это были в основном женщины 40-45 лет, здесь работали, здесь же умирали. А те, кто выжил и вернулся из эвакуации или с фронта, потом вновь возвращались сюда, оставляли записки, чтобы быстрее найти и встретиться со своими близкими.

От сундука до Интернета

Зал русской драмы со старинными стеллажами, древними манускриптами и винтовой лестницей на втором этаже называют «сердцем библиотеки». Здесь хранятся материалы с 1754 по 1917 год, ведутся научные работы. В этом же зале проводят творческие встречи и даже снимают фильмы.

Например, именно здесь неподражаемая Алиса Фрейндлих вместе с Никитой Михалковым снималась в картине Александра Белинского «На два голоса».

Фонды Театральной библиотеки, а это свыше 600 тысяч единиц хранения, уникальны. Но особую славу хранилищу приносят редчайшие экземпляры, число которых порой не превышает двух-трех в мире.

Например, здесь хранится прижизненное издание «Школы жен» Мольера, где собрана вся история этой пьесы. Есть бесценная рукопись мольеровского «Тартюфа», датируемая 1828 годом. Для изучающих творчество французского драматурга – бесценные источники знаний.


Фото: Марина Алексеева/ «Петербургский дневник»

Хранится в фондах и книга о танцах 1584 года. В мире всего несколько экземпляров этого издания. Именно поэтому, а может, и потому, что интерес к танцам не иссякал никогда, этот раритет, переведенный на русский язык и оцифрованный, весьма востребован.

Среди сокровищ Театральной библиотеки – собрание подлинных чеховских материалов. В том числе две «Чайки», испещренные многочисленными пометками. Одну из рукописей, аккуратно раскрыв облаченными в белые перчатки руками, показала заведующая отделом редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов Театральной библиотеки Марина Цаповецкая.

Ровный, аккуратный и даже красивый почерк благодаря хранителям хорошо читается на фоне чуть пожелтевшей от времени бумаги.

«Существовало два экземпляра «Чайки». Один – с пометками цензора. Второй экземпляр, видимо, принадлежал самому Чехову, и попал к нам в библиотеку уже после революции. На странице его рассказа «Свадьба» мы видим надпись: «Одобрено цензором», – рассказала библиотекарь. Примечательно, что сам цензор честно признавался: «Чехов не дается мне». Он, видимо, еще не знал, что это начинается история новой драмы.

Вакцина театра

Каких только звезд не видела библиотека за эти годы! Сюда приходили и известные исследователи театра, и великие режиссеры, и выдающиеся артисты.

Многие постановщики, прежде чем взяться за новый спектакль, заглядывали в Театральную библиотеку, чтобы поточнее узнать, как то или иное произведение уже воплощалось на сцене. Что писали по этому поводу критики и как принимала спектакль публика. А для некоторых людей библиотека стала не только необходимым, но и любимым местом.

«Есть намоленные церкви, или намоленные сцены. Таким же чувственным импульсом наполнена и Театральная библиотека. 30 лет моей жизни связаны с ней. И каждый раз я прихожу сюда с любовью», – признался главный режиссер Театра на Литейном Сергей Морозов. Он вспомнил, как приходил сюда еще студентом. И, встречаясь здесь с известными людьми, ощущал свою причастность к настоящему искусству.

«Петербург построен на островах. И Театральная библиотека стала еще одним островом, где ты найдешь свое место и погрузишься в тот мир, который тебе дорог. Театральная библиотека дает нам вакцину настоящего театра», – уверен он.

Раньше записаться в библиотеку могли лишь люди, имеющие отношение к искусству, а некоторые материалы выдавались на руки только с личного разрешения директора Императорских театров. «Здесь хранятся тайны мастерства», – так объяснялся сложившийся порядок. Сегодня же получить «вакцину настоящего театра» может каждый. Боле того, благодаря современным технологиям читатели могут узнать, какие интересные и важные события за прошедшие 265 лет происходили в театральной жизни Петербурга и России именно в этот день.

«За прошедшие годы менялись места расположения библиотеки, ее название, объем ее фондов. Но все эти два с половиной столетия она была вместе с русским театром», – подчеркнула директор Театральной библиотеки Анастасия Гай.