Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Закопанный Александр III и теннисный корт для Бориса Гребенщикова: каким дошел Михайловский сад к нашему времени

В этом году 20 лет с момента последней реставрации Михайловского сада. Когда-то в нем был установлен теннисный корт, где играл Борис Гребенщиков, а еще раньше зимний каток. Как выглядел сад в советские годы? Почему в нем не нашлось места многострадальному памятнику Александру III? И зачем при реставрации в 2000-х годах решили оставить планировку Карла Росси?
Закопанный Александр III и теннисный корт для Бориса Гребенщикова: каким дошел Михайловский сад к нашему времени Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

История сада насчитывает четыре перепланировки.

От огорода до пейзажного сада

Прогуливаясь по Михайловскому саду вдоль набережной реки Мойки, сегодня уже трудно представить, но на месте павильона архитектора Карла Росси находился дворец Екатерины I – супруги Петра Великого. Кстати, его существование подтвердили во время археологических раскопок в начале 2000-х годов. Тогда проводилась последняя масштабная реставрация Михайловского сада. Кстати, обнаруженный фрагмент фундамента решили закопать… Впрочем, обо всем по порядку.

«При Екатерине I Михайловский представлял собой сад-огород: с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты. Другими словами, он не был прогулочным, как сегодня, – рассказывает заведующий социально-культурным сектором Русского музея Виктор Мельников. – Прогулочным он стал при Павле I, когда по его указу возвели Михайловский замок, а сад стал местом проведения досуга императора».

Менять свой облик сад начал с 1819 года. В то время начинают разбирать оранжереи. На их месте в скором времени появится Михайловский дворец, построенный по проекту Карла Росси, и сформируется вид площади Искусств. Территорию перед дворцом со стороны сада украсят пушки, которые после смерти Михаила Павловича – сына императора Павла I, уберут.

В XIX веке мода на регулярные сады и сады-огороды проходит, поэтому в 1825 году Михайловский становится пейзажным, каким мы и видим его сегодня. В этот год произошла первая перепланировка сада, сделанная по проекту архитектора Карла Росси.

«От планировки времен Карла Росси сохранилась аллея со стороны сада, вдоль набережной реки Мойки, а также несколько растений и деревьев. Росси подходил очень бережно к переустройству сада. Проект планировки предполагал появление Масленого луга, который сегодня разделен тропинкой. Дорожки быть не должно было, но она появится позже, уже во время второй перепланировки в 1922 году и останется вплоть до сегодняшнего дня», – отмечает Виктор Мельников.

Деревянная скульптура и теннисный корт

Царское время проходит, случается революция, и сад в 20-х годах XX века становится открытым для горожан. Именно тогда прокладывают дорожку через Масленый луг, появляется еще одна тропинка к павильону Росси у реки Мойки (сегодня виден только ее силуэт – прим. Ред.).

Тогда же в саду появилась первая «скульптура», правда из дерева. Во времена Екатерины I в Михайловском саду была настоящая дубовая роща. Кстати, сегодня от той рощи сохранился только один дуб, которому насчитывается больше 300 лет. Его «собрата», дожившего до начала нулевых, пришлось уничтожить из-за ветхости. Но он представлял собой настоящую скульптуру!

«Дерево стояло на лужайке, недалеко от павильона Росси. В 1929 году скульптор Александр Соловьев сделал деревянную скульптуру. Она состояла условно из трех частей: снизу изображение порабощенного крестьянина, посередине – крестьянин, который борется за свое освобождение, а над ними – крестьянин, который освободился из крепостного права. Автор вырезал скульптуру из засохшего дуба. Она простояла здесь до конца 90-х годов. Во время реставрации в 2000-х годах ее демонтировали, разделив на три части. Сегодня все они хранятся в Государственном музее политической истории России», – рассказывает Виктор Мельников.

На территории ближе к Спасу на Крови в 40-е годы XX века сначала монтируют зимний каток, а затем на его месте устанавливают теннисный корт, где в свое время играл известный музыкант, певец и гитарист рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков.

После войны, в 50-60-е годы XX века, опираясь на план сада 1939 года, архитекторы и садовники планируют украсить Михайловский уже скульптурой из камня. Год третьей перепланировки сада.

«Тогда была предпринята первая попытка реставрации Михайловского сада. В то же время назвать эту работу реставрацией трудно, скорее первый ремонт после Великой Отечественной войны, – отмечает Виктор Мельников. – В военное время сад был практически полностью перекопан: здесь были окопы и огороды. Кроме того, в нем закапывали для укрытия от осколков снарядов и бомб памятники города».

Попытки установить скульптуры в саду не увенчались успехом, только одна простояла некоторое время на тропинке, которая сегодня уже часть лужайки сада, недалеко от Михайловского дворца. Это бюст скульптора Федота Шубина, который демонтировали во время реставрации сада в тех же 2000-х годах. Сегодня он стоит во внутреннем дворе Нового выставочного зала Государственного музея городской скульптуры.

«Со стороны Михайловского дворца в саду была выстелена довольно крупная поляна. На ней в 1934 году установили памятник «Ленин и дети». Его также демонтировали еще в 40-х годах XX века, потому что он пришел в негодное состояние: памятник был сделан из мраморной крошки на основе цемента. Материал при нашей погоде оказался недолговечен», – рассказывает Виктор Мельников.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Опрокинутый Александр

Кроме того, в конце 30-х годов прошлого века в планах властей города и архитекторов была установка многострадального памятника Александру III на территории сада. В 1937 году его демонтировали со Знаменской площади (ныне площадь Восстания – прим. Ред.) и перевезли на временное хранение во дворы Лиговского проспекта, а в 1939 году в Михайловский сад.

«Его планировали установить напротив правого флигеля Михайловского дворца, если смотреть на центральное здание, стоя в саду. Но пришла война, и памятник законсервировали прямо на лужайке, рядом с предполагаемым местом установки, засыпав песком и землей и сделав накат, – рассказывает Виктор Мельников.

При этом «пешего Александра III» также хотели установить у дворца, но теперь уже прямо напротив центрального здания, со стороны сада. Идея пришла неслучайно, Русский музей до революции носил имя Александра III.

«Тогда даже заложили фундамент, сделали постамент. Но в 1924 году его разобрали, а из гранитных блоков сделали новый постамент для гипсовой скульптуры немецкому социал-демократу Фердинанду Лассалю, который стоял у Городской думы на Невском проспекте», – рассказывает эксперт.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Сохранилась не вся

Не менее интересна решетка Михайловского сада, особенно часть со стороны Спаса на Крови. Автор кованой ограды, созданной в конце в XIX-начале XX века, архитектором Альфредом Парландом.

«Во время реставрации в 2000-х годах решетку частично воссоздали, так как она сильно пострадала еще во время Великой Отечественной войны. К слову, эта решетка исторически относится к храму Спас на Крови, она появилась именно вместе с самим храмом, – рассказывает Виктор Мельников. – К нашему времени она дошла в измененном виде. Во время прокладки Царицынского проезда часть решетки демонтировали. До этого момента она проходила вплоть до здания часовни – ризницы Спаса на Крови».

Отметим, что время современной реставрации Михайловского сада (официально – четвертая перепланировка сада), которая длилась с 2000 по 2006 годы и была разделена на два этапа, воссоздали второй, восточный пруд.

«В начале нулевых архитекторы и садовники решили вернуться к планировке именно Карла Росси. Это последняя историческая планировка, к которой реально было вернуться с технической точки зрения», – сказал Виктор Мельников.

Закрыть