Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Паралимпийцы не хотят быть обузой ни для государства, ни для общества, ни для семьи». Президент Федерации спорта инвалидов – об итогах игр

Президент спортивной Федерации спорта инвалидов Сергей Гутников в интервью «Петербургскому дневнику» рассказал о роли допинга в параспорте, несовершенстве законов и о том, как популяризировать спорт

 Сергей Владимирович, как вы оцениваете итоги Паралимпиады?

–  С учетом девяти пропущенных лет, в Рио, как вы помните, наши спортсмены не выступали, серьезного давления со стороны ВАДА и Международного паралимпийского комитета, рваного графика участия в отборочных соревнованиях, наше выступление можно назвать достаточно успешным. В Лондоне медалей было 9, сейчас 13. С другой стороны, из 47 спортсменов, которые претендовали на поездку в Токио, на соревнования отправились только 19. Мы стали третьими в команде, выше нас только Москва и Московская область. Конечно, можно рассматривать результаты и с точки зрения выступлений в отдельных дисциплинах: мы рассчитывали, что Женя Швецов станет первым в беге на 400 метров, но он стал вторым; но мы совсем не рассчитывали на то, что наша команда возьмет медали в бочча. Это был приятный сюрприз.

 На Олимпиаде в Токио наши спортсмены чувствовали повышенное внимание со стороны допинг-комиссаров. Как часто проверяли паралимпийцев?

–  Никакого давления с точки зрения применения допинга не было, мы были абсолютно уверены в чистоте наших атлетов, все они находились в системе АДАМС. Кроме того, в паралимпийском спорте допинг не имеет такого большого значения, как в олимпийских дисциплинах. А вот классификаторы перед играми ещё раз проверили наших спортсменов на классификацию. И есть атлеты, которым пришлось отказаться от участия из-за пересмотра класса.

 Понятно, что даже здоровые атлеты испытывают трудности при подготовке, это может быть и недостаточная материальная база, и ограничения со стороны МОК. Сложно даже представить, с какими проблемами сталкиваются атлеты с ограниченными возможностями.

– С точки зрения допуска на международный уровень одни и те же проблемы. Но практически все параатлеты применяют лекарства, которые должны согласовываться со всеми международными федерациями и Международным паралимпийским комитетом за полгода до участия. Это только одна сторона деятельности. А вторая – применение технических средств, их доступность. Понятно, что на Паралимпиаде мы находимся на уровне международных паралимпийцев. Но на этапе подготовки многие спортсмены сталкиваются с проблемой доступности качественного инвентаря, который обычно изготавливается за рубежом, а закупать его через госструктуры российские федерации по нашим законам не могут.

–  На одном из федеральных каналов вышел проект про паралимпийцев «Одной ногой в Токио», название которого вызвало критику, хотя его придумал как раз спортсмен с инвалидностью. Как вы относитесь к мнению, что показывать людей с ограниченными возможностями надо «без грустной музыки и соплей»?

–  Согласен с этой точкой зрения. И вообще считаю, что на этих играх было доброе и профессиональное освещение. Даже с точки зрения информативности придраться не к чему –  не посвященный в адаптивный спорт человек мог понять происходящее. Для понимания: в Паралимпийских играх участвуют спортсмены трех категорий – с интеллектуальными нарушениями, поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения.

 Согласно опросу, 97 процентов жителей России не знают ни одного члена национальной сборной, с именами паралимпийцев, наверное, ситуация ещё более удручающая. Это можно как-то исправить?

–  Просто нужно правильно информировать население. Ведь Олимпийские и Паралимпийские игры – это всего две недели, и всё, даже имена золотых медалистов скоро забудутся. Но в этом нет ничего катастрофического, у нас не все могут назвать имена великих композиторов, писателей или поэтов. Нужно не катастрофы по телевидению показывать, а рассказывать больше о жизни и подготовке спортсменов, и это должны быть системные трансляции. А пока этого нет, у нас спорт так и останется на 17-м месте в рейтингах.

 Давайте сейчас с вами попытаемся немного познакомить читателей с героями-паралимпийцами. Чья история произвела на вас сильнейшее впечатление?

–  На меня сильное впечатление произвела бронза Даши Адониной, потому что для людей с ДЦП, серьезным поражением центральной нервной системы, преодолеть все этапы соревновательной деятельности, пролететь тысячи километров и успешно выступить – настоящий подвиг. В бочча много психологии, нужен интеллект. Меня поражает, как человек с таким серьёзным поражением может сосредоточиться не на своих болячках, а на том, чтобы вырвать победу у соперника.

Отдельных слов уважения заслуживает пловец Владимир Даниленко, который не стесняется поехать самостоятельно на тренировку, без поддержки друзей, без сопровождения, преодолевает большие расстояния в транспорте, не обращая внимания на злые насмешки, и показывает всем нам, насколько человек в этом смысле совершенен. И так дважды в день на протяжении многих лет. Ребята не хотят быть обузой ни для государства, ни для общества, ни для семьи. Вот это самое главное.

Закрыть