Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Как поход в театр стал подвигом: режиссер Илья Архипов о театральной жизни в Петербурге

В прошлом году режиссер Театра эстрады им. А. Райкина Илья Архипов был удостоен Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества. В преддверии вручения премии за 2021 год Илья рассказал «Петербургскому дневнику» о том, как в городе поддерживают театральную жизнь, и о том, как сделать театр доступным для всех
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

– Илья, не секрет, что Молодежная премия правительства в области художественного творчества сопровождается довольно значительной суммой. На какую свою мечту или идею вы направили эти средства?

– Часть премии ушла на подержание технической базы, поскольку я занимался в этот момент несколькими проектами. Так, я приобрел себе новый мощный компьютер. Еще часть средств ушла на запуск нового проекта, который мне был интересен: мы запускали тогда авторский спектакль. Но случились коронавирусные ограничения и нас приостановили. Сейчас проект оживает, в том числе благодаря поддержке правительства Санкт-Петербурга. Очень здорово, что есть возможность этот проект реализовывать и работать с ним.

– Пандемия особо ударила по театрам и по всей культурной жизни. Насколько была важна поддержка города в этот момент?

– Безусловно, поддержка важна и нужна всегда и она есть! Я, как человек, непосредственно работающий в театре, ее ощущаю. К слову, одна из церемоний награждения премии прошла у нас в Театре эстрады. Я был режиссером этой церемонии, а уже на следующий год меня пригласили на церемонию в качестве лауреата… Ребята – все, кто выходил со мной на сцену за наградой, конечно, очень достойные: это и актеры, и балетные артисты, и художники. Все очень крутые в общении, талантливые, самобытные и самое главное – у них есть перспектива. Можно сказать, что премия поддерживает здесь и сейчас. Комитет по культуре правительства Петербурга поддерживает талантливых ребят не столько основываясь на успехах, которые были к моменту лауреатства, сколько на их будущем. А это, по сути, поддержка будущего культурного фона в Петербурге и Ленинградской области.

– Вы в одном из интервью говорили, что следили за театральной онлайн-жизнью России и Европы в дни карантина. Что вам понравилось?

– Мне понравилось, что в истории онлайн-включений из разных театров и других культурных центров России было развитие и прогресс. Начиналось все со смешных и простых видео, снятых на телефон, а закончилось большими и крупными диджитал-проектами, которые до сих пор идут на сцене. Мне категорически понравилось, что многие спектакли европейские, например, стали показывать онлайн на разных каналах, благо, теперь мы имеем возможность смотреть их не только в пандемию. Правда, тогда на это было время…. А так – ты бегаешь, постоянно работаешь. В дни карантина у меня был момент подумать и продумать. Так, я проработал несколько спектаклей и некоторые из них предложил в разные театры. Многие из них уже поставлены на сцене, остальные ожидают своей очереди.

А какие, на ваш взгляд, недостатки онлайн-трансляции культурных, в том числе театральных постановок?

– Зрители поняли, что могут попасть на спектакль не выходя из дома, и появилась такая категория зрителей, которая сказала себе: «А зачем вообще ходить в театр, когда все можно найти в Интернете?» Это сыграло злую шутку с театрами, потому что мы отчасти потеряли живого зрителя. Хорошо, когда аудитория, посмотрев онлайн-спектакль, говорит: я хочу посмотреть эту вживую.

– Что вы почувствовали, когда вошли в полупустой театр в тот момент, когда ограничения не позволяли пригласить на постановку всем желающих?

– Есть такое старое театральное правило – играть нужно для любого зрителя. Как говорил Ширвиндт: «Если 15 человек в зале есть, можно играть, если уже 14 – можно уходить». В нашем случае, когда 30-40 процентов зрителей были в зале, нам было тяжело. А люди вообще боялись. Они сидели в зале и чувствовали, будто делают что-то запретное… В конце каждого спектакля я благодарил зрителей и до сих пор это делаю, ведь ходить в театр в пандемию – большой подвиг. Все должно идти от человека. Если ты чувствуешь какую-то необходимость пойти в театр, ты встаешь и идешь. Если ты чувствуешь какую-то необходимость сделать, например, прививку – надо идти и делать.

– Петербург – театральная столица России или это звание кочует из одного города в другой?

– Мне кажется, статус театральной столицы кочует. Мне вот говорят: Петербург – театральная столица. А ведь Москва – тоже театральная столица, и Пермь, и Новосибирск. Я побывал по всех вышеперечисленных городах и даже в маленьких, например в Набережных Челнах. Имею вам сказать, что каждый город – по-своему театральная столица России. Потому что в каждом городе свой зритель и свой театр.

Мы живем в эпоху завлекания зрителя – нужно захватить его и чем-то постоянно поддерживать, удивлять новыми названиями, премьерами и интересными режиссерами. Поэтому, мне кажется, надо перестать какому-то одному городу дарить эту пальму первенства. Год театра показал, что театр есть везде и театр существует для того, чтобы поддерживать культурно-нравственный фон во всех городах.

Я хочу упомянуть, кстати, новый проект. Он называется «Пушкинская карта». С 14 до 22 лет – это такой возраст, когда формируются культурные предпочтения. То, что наше государство решило таким образом не только поддержать целое поколение, но и сформировать поколение, которое знает цену культуре, – это здорово, на мой взгляд. Помимо этого, таким образом страна поддерживает культурные организации. Наш Театр эстрады – участник программы «Пушкинская карта», и для участников программы будет показано очень много спектаклей – хороших, разных, интересных. Какие-то – более классические, какие-то – более современные. Все это неизбежно приведет к тому, что, в принципе, попасть в театр будет чуть-чуть проще. Мне так думается, что это поможет спасти целое поколение.

– С какими ожиданиями в современный театр приходят дети, подростки и молодые люди?

– Наши самые юные зрители, для которых в Театре эстрады есть очень большая коллекция спектаклей, любят наши постановки. Мы знаем, что наши спектакли, того же самого «Бармалея», пересматривают по 100 раз.

С молодежью чуть сложнее, потому что сейчас идет тенденция клипового сознания через Instagram, TikTok. Это поколение любит коротко, я называю их любителями легкой треш-эстетики. Для них у нас в городе есть отличные спектакли – те же самые «Три толстяка» в БДТ. Театр эстрады в новом сезоне тоже готовит премьеру именно для молодежной аудитории. Это тоже будет постановка в хорошей треш-эстетике, но ключевое слово здесь – «эстетика». Она имеет свои определенные каноны. Тяжело отгадать предпочтения такой публики.

Я являюсь художественным руководителем первой школы мюзикла. Мои дети знают и любят разный театр, я часто беседую с ними о том, каким они видят его. Мы даже делали пробы спектакля в той эстетике, которая им нравится. Это не всегда созвучно взрослым, но пытаюсь принимать их время и их желания. Театр должен оставаться институтом человеческой души. Может быть, иногда через эту трешовую эстетику и современную культуру вести важные мысли. Театр – это, безусловно, досуг, но, на мой взгляд, это должен быть умный досуг.

– Театр эстрады один из первых ввел постановки с участием сурдопереводчика в рамках проекта «Театр без границ»…

– Мой спектакль «Рикки-Тикки-Тави» был первым, на котором опробовали вариант с использованием русского жестового языка. Знаете, это очень здорово и круто. Театр становится инклюзивным, он соединяет в себе много разных людей, здорово, что есть такая потребность.

– Какой была реакция самих детей?

– Они к нам приходили и благодарили. Но «спасибо» можно говорить не только словами... Глаза их после первого спектакля были таким одухотворенными. Им хотелось сразу увидеть новую постановку!

Наш театр один из немногих в Петербурге находится на одном уровне с улицей. К нам часто приходят ребята-колясочники – для этого созданы все условия. Мы даже планировали делать целый спектакль, где мы бы убрали первые ряды и освободили место для ребят, чтобы им было удобно. Мы это обязательно сделаем!. Развивать эту историю стоит, это важно, нужно и правильно.

– Как вы выбираете литературную основу для своих постановок?

– Это они меня выбирают! Безусловно, это книги моего детства, тот же «Бармалей». Мне очень нравится мультик про Рикки-Тикки-Тави и прекрасная книга Редьярда Киплинга. Одна из моих любимейших сказок – «Волшебное кольцо», спектакль был у нас в репертуаре, сейчас он не идет и будет переделываться для малой сцены, которую мы будем строить в Театре эстрады. Я безумно люблю Гоголя – «Сорочинскую ярмарку». Вообще, мои любимые сказочники и писатели, которые творили в своем собственном мире, – это Гофман, Гауф, Гоголь, Булгаков. Я всегда делаю спектакль и для детей, и для взрослых. Для себя маленького, настоящего и такого, каким хотел бы быть дальше.

Закрыть