Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Сбоя глобальной Сети от превратностей пандемии ждать не стоит

Операторы отмечают, что нагрузка в пандемию росла, но проблем это не вызвало
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Во время пандемии нагрузка на Интернет резко возросла. Удаленная работа, уроки, развитие сервисов дополнительного онлайн-образования, «тяжелые» обновления любимых геймерами игрушек, все это проверило глобальную Сеть на прочность. Особенно напряженно было в пик первой волны и торжество самоизоляции. Впрочем, операторы утверждают, что сбоев повышенная нагрузка не вызвала.

Точечное расширение

В петербургском филиале МТС отметили, что в период самоизоляции потребление голосового и интернет-трафика в среднем выросло на 15-20 процентов. Наибольший рост зафиксирован в Ленинградской области – в отдельных поселках отмечали двукратный рост объема трафика. В первую очередь это связано с тем, что основным каналом связи на дачах выступает именно мобильный Интернет.

«Еще до пандемии, в 2019 году, МТС запустила масштабную программу модернизации сети – в течение двух лет оборудование сетей сотовой связи в тысячах локаций было заменено на новое, более емкостное. Обновление позволило нам во время самоизоляции жителей точечно расширять емкость сети в местах наибольшей концентрации абонентов», – пояснили в компании.

Там же добавили, что сегодня примерно 85 процентов петербуржцев пользуются 4G-смартфонами, поэтому компания проводит перераспределение частот, изначально предназначенных для сетей 3G, под высокоскоростные сети LTE. Это позволяет повысить скорость мобильного Интернета у абонентов в среднем на треть.

«В разгар самоизоляции мы анализировали поведение петербуржцев в Сети на основе данных более чем 20 тысяч ресурсов. Тогда у жителей Петербурга в топе самых популярных интернет-сервисов оказались киберспорт и онлайн-кинотеатры – ими пользовались в пять раз чаще, чем обычно. В сегодняшних лидерах – сервисы, решающие бытовые задачи. Интернет-магазинами петербуржцы сейчас пользуются примерно в четыре раза чаще, чем годом ранее, сервисами доставки еды – более чем в три раза, а онлайн-госуслугами – в два», – сообщили в МТС.

Ожидания меняются

В компании «ОБИТ» отметили, что с началом пандемии в 2020 году трафик в сети увеличился на 30 процентов. При этом сеть была готова к нестандартным ситуациям, задействовать дополнительные ресурсы не пришлось.

«Наиболее востребованной среди наших услуг был и остается доступ к Интернету. Большой рост показал и спрос на ТВ. Абоненты оценили преимущества платных онлайн-сервисов: рост потребления медийного контента вырос более чем на треть. В первый месяц ограничений мы открыли свободный доступ к телевизионному контенту, без дополнительной платы можно было смотреть ТВ-каналы, фильмы, сериалы. Очень многие воспользовались этой возможностью и после ослабления ограничений подключили ее как услугу», – рассказал генеральный директор компании «ОБИТ» Андрей Гук.

По его словам, ситуация на рынке такова, что ожидания клиентов меняются очень быстро. Люди хотят простых, персонализированных взаимодействий и понятных в использовании, но при этом все более качественных услуг. Это требует дополнительных вложений со стороны операторов. Себестоимость услуг увеличивается, а тарифы в борьбе за абонентов постоянно снижаются. И если игроки-монополисты могут позволить себе такие маневры, операторы меньшего масштаба все чаще не справляются с этой гонкой. Это приводит к их постепенному уходу с рынка и консолидации отрасли. При этом крупные игроки тоже сталкиваются с трудностями: продуктовые портфели телекоммуникационных компаний становятся все сложнее, и эта сложность превращается в проблему. То, что начиналось как широкий спектр сервисов, разработанных с учетом потребностей различных групп абонентов, превратилось в огромный набор вариантов, в которых трудно ориентироваться.

«Клиенту сегодня катастрофически не хватает времени. Все, что он хочет, – это несколько специально подобранных под него вариантов, которые не имеют скрытых комиссий или сборов», – отметил Андрей Гук.

Новые тренды

По словам межрегионального директора филиала Северо-Запад «ЭР-Телеком Холдинг» («Дом.ру») Александра Мотрича, во время самоизоляции компания освоила безопасную доставку клиентского оборудования с минимальным контактом и возможностью самостоятельной настройки, запустила сервис дистанционной видеоподдержки.

«Объем суточного трафика в нашей сети в начале апреля вырос, однако затем он постепенно стал снижаться. В мае суточный объем трафика сравнялся с показателями до введения режима самоизоляции», – сказал Мотрич.

Он добавил, что с начала пандемии все большую популярность набирает домашнее видеонаблюдение. Одно устройство в квартире позволяет осуществлять присмотр за детьми, пожилыми родственниками или домашними питомцами, контролировать работу домашнего персонала и видеть, кто приходит в дом.

«Еще один тренд – Интернет вещей. Он открывает сегодня очень большие возможности перед крупными предприятиями и государственным сектором. Любое готовое решение адаптируется под потребности конкретного бизнеса или госучреждения», – отметил Александр Мотрич.

Пандемия стала испытанием для многих отраслей экономики, что, впрочем, не помешало, а во многом способствовало развитию различных площадок и сервисов глобальной Сети. В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего развития интернет-сервисов, прогресс которых уже не будет привязан к пандемии, а будет происходить благодаря успешному вовлечению пользователей в Сеть.

«Все больше людей увидели потенциал дистанционного образования, удаленных покупок, им это понравилось. Видимо, это уже не отменяемая история. Электронная коммерция растет», – поделился мнением председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.