Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Как на «Ленфильме» создают новую панораму о Великой Отечественной войне

Выставка посвящена работе кинооператоров в годы войны
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сейчас в Пятом павильоне «Ленфильма» идет монтаж основных конструкций, которые в будущем превратятся в улицы взятого Берлина, блиндажи, сцены сражения за Сталинград и Кавказские горы. Новая панорама, создаваемая творческой мастерской «Невский баталист», посвящена работе фронтовых фотокорреспондентов и кинематографистов, в частности сотрудникам киностудии «Ленфильм» в военные годы, и будет называться «Пропавшие в кинохронике».

В Пятом павильоне трудилось множество известных режиссеров. Так, Виктор Соколов снимал фильм «До будущей весны», в котором играл одну из первых своих крупных ролей Смоктуновский. Тут же снимали знаменитый фильм «Маскарад» Сергея Герасимова. После начала войны съемки в павильоне продолжались, вплоть до эвакуации киностудии. К слову, один из эпизодов панорамы покажет актеров «Маскарада», которые в костюмах героев фильма укрываются в бомбоубежище во время налета вражеской авиации. Само бомбоубежище расположено прямо под павильоном.

Концептуально трехмерная панорама – это путь участников войны, рассказанный через личные истории фронтовиков и различные эпизоды войны на территориях от Ленинграда до Берлина. Воссоздаются рельеф, макеты техники, элементы зданий и фигуры героев. Дополненная аудио-, медиа- и световыми эффектами, панорама призвана погрузить зрителя в атмосферу далеких дней Великой Отечественной. Формат выставки максимально уходит от музейной практики, зритель буквально проживает различные эпизоды войны, тут нет барьеров, запретов или музейного смотрителя, дышащего в спину.

Фронтовой путь

Вход на панораму думают обустроить с Каменноостровского проспекта. Путь вглубь панорамы начнется с эпизода, посвященного работе поисковиков в 90-е годы прошлого века.

«С конца 1980-х годов начался подъем поискового движения. Мы решили показать начало 1990-х, потому что это довольно яркое, запомнившееся людям время. В первой локации зритель видит эпизод раскопок. Поисковики обнаружили останки павших бойцов и их личные вещи: оружие, котелки, камеру. Тут начинается рассказ о труде работников кино, фотокорреспондентов в войну, – рассказывает координатор команды Маргарита Попова. – Далее зритель проходит под корнями дерева и видит зеркальную картину – этот же участок, только много лет назад. Люди, останки которых обнаружили поисковики, еще живы, идет бой».

Другая локация рассказывает об Ижорском заводе в Колпино. Тут будет показана история того, как работали женщины и подростки, заменившие у станков мужчин. И о вкладе работников в обеспечение фронта, ремонте оружия и военной техники. До войны на заводе оставался запас листов брони. Их использовали для создания импровизированных броневиков, стрелковых щитов и т.д. Тут же показан эпизод, посвященный оператору Анатолию Погорелому, который снимает кадры фильма «Колпино – город переднего края», вышедшего в 1941 году.

Чуть дальше планируется воспроизвести эпизод об удивительном случае, связанном с оператором-постановщиком «Ленфильма» Евгением Шапиро.

«Незадолго до начала войны он успел снять фильм «Антон Иванович сердится». Когда началась война, ушел добровольцем на фронт, так и не успев увидеть свой фильм. В 1942 году был ранен. В санитарном блиндаже раненым показывали фильм, так Евгений Шапиро впервые посмотрел картину, над которой так много работал до войны», – рассказала специалист по экспозиционно-выставочной деятельности творческой мастерской «Невский баталист» Ульяна Мазурова.

На боевом посту

Еще одна локация выполнена в виде фюзеляжа транспортного самолета «Дуглас». Эта часть рассказывает о войне в Заполярье, через иллюминаторы зрители могут видеть сцены, связанные с поставками по ленд-лизу, малыми народами Севера и т.д. За дверью в кабину пилотов оказывается новая локация – сцена переправы через Волгу во время Сталинградской битвы. К слову, тут же можно будет увидеть обломки сбитого самолета – это часть фрагмента предыдущей панорамы «Память говорит. Дорога через войну».

В декорациях немецкого Бреслау зритель узнает о трагической судьбе оператора Владимира Сущинского, погибшего с камерой в руках.

«Он снимал наступление наших войск, когда поблизости произошел взрыв, его убило осколком, фактически снял собственную гибель. Операторы, как правило, работали в паре. Его второй номер тоже трагически погиб – спустя несколько дней после трагедии. Тоже на боевом посту – снимая хронику боя», – сказала Ульяна Мазурова.

Доказательства вины

В конце пути по панораме зритель сможет пройти по улицам покоренного Берлина, приблизится к фрагменту взятого советскими войсками Рейхстага. А затем стать свидетелем Нюрнбергского процесса.

«Будет воспроизведена часть зала суда. В первом ряду сидят нацистские преступники от Геринга до Штрейхера, им показывают советский документальный фильм, где фронтовыми кинооператорами запечатлены зверства фашистов. Кадры фронтовых операторов стали использоваться в качестве улик и позволили установить справедливость на крупнейших судебных процессах после войны. Это доказало историческую значимость работы кинооператоров», – отметила Маргарита Попова.

Планируется, что первых посетителей выставка примет уже в начале 2022 года.

Закрыть