Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

В Академии Штиглица открылась выставка к 800-летию Александра Невского

В экспозицию вошли около полусотни работ
Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»

В Большом выставочном зале Академии Штиглица открылась масштабная выставка, которая получила название «Вестники государства Российского: посвящение 800-летию благоверного князя Александра Невского». В экспозицию вошли около полусотни произведений: от скульптурных работ и монументально-декоративной живописи до иконописных картин. Все они выполнены студентами и преподавателями старейшего образовательного учреждения. По словам ректора академии Анны Кислицыной, выставка по-своему уникальная, потому что создана руками наших современников, увековечивших имя знаменитого воина.

«Александр Невский действительно великий полководец, он спас нашу страну от онемечивания, католицизма, порабощения, которое грозило нам с запада. Русь сохранила православную веру и культуру благодаря ему. И когда Русь набрала силы, она смогла бороться с другим врагом – монголо-татарским игом, – отметила ректор, обращаясь к гостям и, прежде всего, создателям экспозиции. – Вы герои, каждый из вас внес свой вклад. И большой поклон нашим преподавателям, каждый из которых внёс частичку своей души в эти работы».

ОТ РЮРИКА И ОЛЕГА ДО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В центре экспозиции – скульптурные эскизы, выполненные такими мастерами, как народный художник России Анатолий Дёма и Валентин Козенюк. Это, прежде всего, проект памятника Рюрику и Олегу и «Вестники государства Российского». Ни того, ни другого в виде реальных монументов не существует. И на это есть причины. Об одной из них рассказал и. о. заведующего кафедрой монументальной декоративной скульптуры Михаил Евдокимов.

«Вестники» были сделаны в 1965 году, когда Анатолий Дема учился на третьем курсе. Это эскиз памятника Александру Невскому, князь скачет на коне, не касаясь земли, проект создавался к конкурсу во Пскове, – рассказал куратор выставки. – Но там решили, что князь слишком романтичный. Ведь обычно Невский стоит на земле, с мечом, а здесь полёт, простор, войско в виде копий, а не человеческих фигур. Такого памятника нигде нет».

ИКОНА НА ХОЛСТЕ

Историей ещё одной картины поделилась с «Петербургским дневником» профессор кафедры живописи и реставрации Татьяна Поцелуева. Совсем недавно преподаватель вместе со своими студентами завершила реставрацию картины «Крещение Христа» из Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. А сейчас идут восстановительные работы иконы «Праотец Исаак», которую после реставрации вернут в Лавру.

«К нам попала историческая икона, причем на выставке оригинал, – заметила профессор. – Вначале над ней работали студенты в мастерской Лавры, но так и не закончили. В результате в начатом непрофессиональном состоянии её передали нам. Там просто не поняли, какая редкая вещь к ним попала».

Икону восстанавливали студенты в течение двух лет. В процессе исследования они выяснили, что икона принадлежала первому деревянному храму в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь появилась ещё до строительства Александро-Невской лавры, потом её разобрали. А вот автором картины, скорее всего, был Иона Нежинский, живший в начале 18 века. На это указывает уникальная манера письма, в частности то, как мастер рисовал ушную раковину. Татьяна Поцелуева уверена, что изучение иконы в дальнейшем поможет сделать много важных открытий.

Закрыть