Эрмитаж приглашает на вечера-мистерии

Синтез искусств
Начиная с 16 сентября, каждый четверг в течение двух месяцев, в Эрмитаже впервые будут проходить вечера-мистерии, соединяющие в себе сразу несколько видов искусств – литературу, актерское мастерство, музыку и танец. Все вместе это и составит перфоманс, который хорошо прижился в музеях Европы, но в России гость пока довольно редкий. Тем интереснее проект, предложенный австрийской стороной и поддержанный главным музеем России.
«Живые перфомансы перед картинами – вещь обычная... Это было и в Берлине, да и в Петербурге раньше делались инсценировки», – подтверждает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Режиссер действа Жаклин Корнмюллер и продюсер Питер Вольф обещают: Эрмитаж предстанет перед зрителями в необычном виде.
Идея этого проекта родилась у них еще 12 лет назад в Вене. И потом его с успехом демонстрировали в музеях разных стран. А когда поступило предложение от Эрмитажа, не стали даже думать. «Мы просто не могли это пропустить. И рискнули предпринять попытку, соединив исторический музей с его классическими произведениями и современные формы искусства», – пояснила свою позицию режиссер.
Ожившие картины
Что же ждет зрителей, решивших приобщиться к модной сегодня коллаборации искусств? Оказывается, своего рода променад-представление. Снабженные легким сидением (примерно с такими рыбаки часами ждут у водоемов свою золотую рыбку), гости Эрмитажа будут передвигаться по его залам, где прямо на их глазах будет рождаться маленький спектакль.
В основе каждого – хорошая литература, отрывки из которой прочтут и сыграют на фоне картин, напрямую ассоциирующихся с текстом.
Например, возле картины Джулио Чезаре Прокаччини «Младенец с младенцем» актер Денис Зыков произнесет пронзительный текст белорусского писателя Виктора Мартиновича о трагической любви юной матери к своему ребенку. А возле скульптуры «Венера и Адонис» Джузеппе Маццуолы стихи Шекспира под звуки контрабаса прочтет Анна Буданова. На глазах у всех она так трогательно будет оплакивать смерть Адониса, что непременно вышибет слезу у особо чувствительных зрителей.
В миниатюре под названием «Сила любви» Антонио Кановы под звуки флейты оживят с помощью компьютерных технологий бабочку – символ хрупкости любви, которую Амур и Психея держат в своих руках. А в мини-спектакле «В моем саду» о картине «Флора» Франческо Мельци актриса Лилия Бурдинская прочет страстный монолог Мартина Поллака о земле, природе и памяти.
Что видит творец
Создатели проекта признались, что начиналось все с текста, поэтому им пришлось перелопатить немало книг. Среди авторов, фрагменты произведений которых прозвучат в перфомансах, Евгений Водолазкин, Татьяна Толстая, Дэвид Фостер Уоллес и другие мастера пера, кандидатуры которых выбирались вместе с Эрмитажем.
Всего публику ждет 12 перфомансов, их покажут несколько раз за вечер. Зрители получат программку, в которой будет отмечено, какой спектакль и в каком зале разыгрывается. Поэтому всегда можно будет вернуться к тому из них, который задел или оставил вопросы. Общая продолжительность вечера – три часа.
«Это смелый эксперимент потому, что всем кажется, что они так хорошо понимают картины и никакой другой интерпретации быть не должно. А на самом деле появляется новое видение. Творец никогда не будет рассказывать о том, что общепринято видеть в картине, а расскажет то, что видит он», – отмечает Михаил Пиотровский.
Он допускает, что у некоторых зрителей эти перфомансы вызовут отторжение. Но все же уверен: тех, кому они понравятся и откроют новые взгляды на хорошо известные вещи, будет больше.