Главный раввин Петербурга – про 11/09: «Невозможно было поверить, что это не фильм ужасов»
Главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер родился в Нью-Йорке. В Городе большого яблока он и учился, в духовной академии «Томхей-Тмимим Любавич», там же и получил смиху на раввина. В 2001 году он уже пять лет как был главным раввином Петербурга. «Петербургскому дневнику» раввин Певзнер рассказал, как теракты изменили его родной город и мир.
— Можете вспомнить, как у вас прошло 11 сентября 2001 года?
— К 2001 году я уже несколько лет жил в Петербурге, возглавляя еврейскую общину города. 11 сентября был обычным днем, я занимался своими делами в синагоге. Страшные события произошли утром, но в Петербурге был вечер. Как я узнал о теракте? Мне позвонила жена, по ее голосу я сразу понял: произошло что-то чудовищное. Мы тут же включили новости. Невозможно было поверить своим глазам, понять, что это не фильм ужасов, а реально происходящие события. Конечно, мы тут же созвонились с родными и друзьями в Нью-Йорке. К счастью, никто из них не пострадал.
— Из погибших никого лично не знали?
— К счастью, нет. Но я знаю человека, который работал там. Это двоюродный брат моей жены. Утром 11 сентября он встречал своего племянника, который возвращался из детского лагеря. Родители ребенка были очень заняты в этот день, и он вызвался помочь. В итоге приехал на работу с 20-минутным опозданием. Вышел из метро и увидел весь этот ужас... Так и получилось: помог ребенку, а в итоге это спасло его жизнь.
Знаю раввинов, которые должны были решать тяжелейший вопрос, связанный с галахой – еврейским законом. По законам Торы, женщина может выйти замуж повторно только после оформленного после всем правилам развода с первым мужем – или же если на 100 процентов известно, что ее муж умер (есть свидетели и т. д.). Но как достоверно засвидетельствовать смерть человека, погибшего в хаосе и огне теракта? Могло возникнуть немало ситуаций, когда женщина лишилась мужа и при этом никогда не сможет снова вступить в брак. Этим вопросом занялись религиозные авторитеты с мировым именем, они создали специальную комиссию, разобрали каждый случай индивидуально и в итоге нашли решение, позволившее вдовам впоследствии снова выйти замуж.
— Вы родились в Нью-Йорке. Помните ли из детства, как открывались башни?
— Я не помню сам момент открытия. Но башни были неотъемлемой частью городского пейзажа, частью жизни. Заезжая на Бруклинский и Манхэттенский мост, я всякий раз любовался этим впечатляющим видом. В детстве, помню, нас с друзьями особенно завораживал лифт, который с невероятной скоростью взлетал от первого этажа до самого верха.
— Когда в первый раз приехали в Нью-Йорк после событий 2001 года, каким увидели родной город?
— Меня тянуло увидеть место, где произошли эти ужасные события, хоть это и было тяжело. И я специально сделал круг и проехал там на машине. Когда на месте трагедии открылся музей, я съездил туда со всеми своими детьми. Несмотря ни на что, это жизнеутверждающий мемориал, льющаяся вода напоминает нам о круговороте жизни, о том, что у нас есть то, что мы можем противопоставить злу и террору.
— Чем мир спустя двадцать лет после 9/11 отличается от того, что был до 11 сентября 2001 года? Как трагедия изменила его?
— Изменились наши представления о безопасности. Мы заново ощутили, насколько ценна и хрупка человеческая жизнь. Мы осознали, насколько силен конфликт цивилизаций, и к каким ужасным последствиям может приводить ненависть. Воспитывая новое поколение, нужно снова и снова подчеркивать: мы разные и по-разному смотрим на мир, но недопустимо, чтобы аргументом в споре становилась жизнь ни в чем не повинных людей.
И еще стоит задуматься: если у человека есть сила так отрицательно влиять на весь мир – то насколько же больше возможностей есть для позитивного влияния! Каждый может принести в мир добро, это и есть наша задача. В наших святых книгах сказано: «Даже небольшой свет может разогнать большую тьму».
СПРАВКА
20 лет назад четыре группы смертников запрещенной в России террористической организации «Аль-Каида» захватили четыре пассажирских самолета в США. Два борта террористы направили на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Один борт – на Пентагон, расположенный в штате Вирджиния. И еще один самолет, которым террористы планировали атаковать Капитолий, упал после попытки пассажиров и экипажа отбить воздушное судно в 240 километрах к северу от Вашингтона.
Всего серия терактов унесла жизни 2977 человек, около 6300 человек были ранены. В историю трагедия вошла под названием 9/11, именно так в американской системе записи дат записывается 11 сентября – сначала месяц, потом день.