Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

80 лет начала блокады: часть ленинградских ополченцев вооружили музейными экспонатами

Во время формирования народного ополчения для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи выдал более тысячи стволов и свыше 60 орудий и минометов, пригодных к стрельбе

Практически с самого начала Великой Отечественной войны, в конце июня 1941 года, в Ленинграде началось формирование дивизий народного ополчения. Людей требовалось не только организовать, но и вооружить.

«Наш музей только в первые дни выдал несколько сот стволов: винтовок, пистолетов, пулеметов. Тут необходимо отметить, что до 80-х годов в Советском Союзе не было принято демилитаризовать военные экспонаты. Все, что касалось русско-японской и Первой мировой войны, старенькое, но исправное оружие выдавалось», – рассказал старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Андрей Громов.

Винтовка Бердана, более известная как «берданка», еще под дымный порох, заказанные во время Первой мировой войны для русской императорской армии американские винчестеры и другое оружие переходило с музейных полок в руки ополченцев.

«Оружие, патронов к которому было немного, передавали милиции. Милиционеру не надо много патронов, чтобы ловить бандитов и мародеров, поэтому он может взять старое оружие, а боевую винтовку Мосина отдать на фронт», – продолжает Громов.

Кроме оружия, музей передал оптику для орудий и различные приборы, которые можно было использовать при организации артиллерийских позиций.
К слову, известны случаи, когда поисковики обнаруживали останки ополченцев с нестандартным вооружением. Например, в начале 2000-х в Подмосковье были обнаружены останки ополченца, при нем нашли, очевидно, полученную от какого-то музея саблю эпохи Наполеона.

Эвакуация

На подступах к Ленинграду шли ожесточенные бои. Было принято решение эвакуировать музей. Два эшелона успешно ушли в сторону Новосибирска, путь третьему преградили передовые немецкие подразделения, состав вернулся в Ленинград. Кольцо блокады сомкнулось. Чтобы сохранить экспонаты, которые не успели вывезти, их тщательно упаковали и зарыли во дворе музея и Александровском парке.

Оставшиеся в осажденном городе сотрудники музея столкнулись с неожиданной проблемой. По документам музей и практически весь штат были в Новосибирске, из-за этого несколько месяцев музейные работники не получали продовольственные карточки и фактически оказались на грани голодной смерти. Кроме того, само здание музея серьезно пострадало от вражеских обстрелов, не было воды и теплоснабжения. За время блокады умерло от голода и погибло 12 сотрудников музея.

На первом этаже музея расположился завод по ремонту бронетехники. Примечательно, что за время блокады, фонды музея пополнялись новыми экспонатами.

«Сотрудники музея собирали трофейную технику и устраивали выездные выставки на разных участках фронта. Наглядно показывали, что бить врага можно, рассказывали о подвигах красноармейцев, которые добыли эти трофеи», – говорит Андрей Громов.

Сомнительное спасение

Успевшие эвакуироваться в Новосибирск с основными фондами музея, казалось, могли облегченно вздохнуть, ведь они смогли избежать блокадного ада. Но беда пришла, откуда не ждали. Начальник Сибирского военного округа генерал-лейтенант Никифор Медведев отказался предоставить технику и помещение для перевозки экспонатов. Как сообщили в музее, генерал Медведев буквально приказал выгружать все экспонаты на железнодорожной станции Инская в старые сараи, которые продувались всеми ветрами. Музейные предметы могли погибнуть. Руководитель музея чуть не попал под суд, но добился, чтобы для экспонатов нашли помещение, так выделили площади недостроенного новосибирского театра.

Полевое обучение

Основной штат музея в те годы составляли отставные артиллеристы. Годные к военной службе специалисты ушли на фронт. Многие занимались подготовкой ополченцев и партизан. Например, хранители музея учили партизан пользоваться иностранными боеприпасами и обезвреживать иностранные мины.

«Только у немцев были сотни видов взрывателей, а ведь вермахт использовал вооружение, собранное со всей Европы. Имея знания, как обращаться с этим оружием, можно, к примеру, обезвредить мину и переставить ее на пути немцев. Еще наши сотрудники создавали машинки для переснаряжения импортных гильз, чтобы можно было использовать трофейное оружие», – отметил Андрей Громов.

Среди 800 тысяч экспонатов музея хранится штабная карта Ленинграда 1942 года. На ней можно увидеть россыпь красных и синих треугольников, так обозначались посты звукометрии, которые позволяли по звуку определять, откуда ведется огонь. Любопытно, что в то время Васильевский остров не был единым целым, как сейчас. На севере «Васьки» располагался остров Вольный, где стояла батарея сорокапяток, защищавшая город от возможной высадки морского десанта.

Мало кто знает, но первый захваченный советскими войсками тяжелый немецкий танк «Тигр» был захвачен в 1943 году под Ленинградом в районе Синявино. Одно время этот трофей занимал достойное место в Музее артиллерии, но затем был передан в Музей блокады. К сожалению, экспонат утрачен. В ходе Ленинградского дела Музей блокады был закрыт, а часть экспонатов уничтожена.