Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербург вернули уникальные вагоны блокадного трамвая

Блокадную реликвию обнаружили под Новосибирском
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В Петербург уникальная реликвия вернулась благодаря производителю современных трамваев – «ПК Транспортные системы».

В канун скорбной даты – 80-летия начала блокады вагоны блокадного трамвая представили журналистам на Невском заводе электрического транспорта.

Два вагона типа ПС (прицепной стальной) построены в Ленинграде, они возили защитников осажденного города, а затем еще два десятилетия служили ленинградцам после войны. Одному вагону 90 лет, второму 92.

«Это последний сохранившийся трамвай модели ПС. До этой находки считалось, что таких вагонов не сохранилось. В нашем музее на Васильевском острове есть их старшие братья – моторные вагоны», – сказал специалист по истории трамвая, инициатор возвращения блокадных вагонов Максим Ляденко.

Как правило, такие вагоны составляли трамвайный поезд из двух-трех вагонов ПС. Их можно увидеть на кадрах блокадной кинохроники. Эти вагоны возили пассажиров в Ленинграде до начала 1970-х годов.

«В 2018 году житель Новосибирска Василий Зорин опубликовал в социальных сетях фотографию одного из вагонов с вопросом: что это за трамвай? Я увидел эту фотографию, понял, что это не просто трамвай, а уникальная находка. Так началась история по спасению трамвая, – говорит Максим Ляденко. – Один из вагонов использовался как сарайчик, другой – как жилой дом на базе отдыха под Новосибирском. Нам пошли навстречу, и теперь вагоны снова вернулись в Петербург. На мой взгляд, состояние вагонов великолепное, несмотря на 50 лет стоянки. Есть немного ржавчины, но расслоений и разрушений нет».

Он добавил, что перевозка вагонов была настоящей спецоперацией. Особенно сложно было с транспортировкой вагона с базы отдыха до железнодорожных путей. Вагон находился в 150 километрах от Новосибирска. Грунтовые дороги, дождь, сам подъезд к вагону очень сложный.

«Была распространена практика передачи подвижного состава из Ленинграда и Москвы в другие города. Подвижной состав обновлялся на более современный и вместительный. Старые вагоны ремонтировали и передавали в другие города. Очевидно, так эти вагоны оказались в Новосибирске. Серия этих вагонов чисто ленинградская, – рассказывает Максим Ляденко. – Сейчас вагоны отвезут в музей на Васильевском острове. Там специалисты проведут дефектовку силовых конструкций и реставрацию. Вагоны будут ходовые, будут выезжать на памятные даты. Я надеюсь, что в свой новый рейс они выйдут 15 апреля 2022 года – к 80-летию восстановления пассажирского трамвайного движения в блокадном Ленинграде».

Напомним, 15 апреля 1942 года удалось возобновить движение. Трудно переоценить значение этого события для ленинградцев. Трамвай подарил горожанам надежду на возвращение мирной жизни, доказал, что город не сломлен, Ленинград выстоял и живет. Поезда из подобных двухосных вагонов старались выпускать на линию в первую очередь. Они были легче других, и в случае необходимости изможденные люди могли вытолкнуть состав из-под оборванной контактной сети после обстрела или бомбежки.