«Если любите – то отпустите!»: как врач петербургской больницы покорила Казбек и Эльбрус
Тоненькой, хрупкой Ольге Лариной 33 года. Последние четыре она работает врачом акушером-гинекологом в больнице Святого Георгия, а с марта 2020 года, как и все ее коллеги из больницы, невольно стала инфекционистом – работает врачом-специалистом в приемном покое стационара. В августе 2021 года она водрузила флаг родной больницы и своей малой родины – Магадана – на двух самых сложных вершинах: Казбеке и Эльбрусе. Примечательно, что эти восхождения для нее были первыми – до этого Ольга никогда альпинизмом не занималась.
Нужна перезагрузка
Ольга Ларина говорит, что после полутора лет работы в красной зоне, причем в одном из самых сложных отделений – приемном – она поняла, что ей нужна перезагрузка. Но в положенный отпуск отправилась не на море или в деревню, а в горы.
«В марте 2020 года наша больница Святого Георгия начала принимать инфекционных больных. Нас посадили на карантин, жили какое-то время прямо в своем закрытом отделении своим дружным коллективом, всем было тяжело. Но мы все закаленные, сложности перенесли с честью. Кстати, я осталась одна из немногих в больнице, кто не заболел коронавирусом. В июне 2021 года вакцинировалась», – рассказывает Ольга.
Коллектив стационара продолжал работать с COVID-19, вся больница была перепрофилирована под инфекцию.
«Так мы работали полтора года. Потом я поняла, что должно что-то произойти, что бы добавило энергии. Я человек с активной жизненной позицией. Всю жизнь я ныряю, летаю, погружаюсь с аквалангом, катаюсь на всем, что можно. Моя особая любовь – беговые лыжи, я ведь родом из Магадана. Но сейчас я поняла, что нужно что-то более масштабное. Друзья посоветовали: надо тебе в горы сходить. Конечно, я загорелась!», – рассказывает Ольга, поправляя маску, – она только вышла с ночного дежурства в красной зоне.
Она никогда раньше не ходила в горы. Но мысль о походе, заданная друзьями еще осенью 2020 года, не давала покоя. И Ольга начала готовиться: по 50 ежедневных отжиманий, 300 приседов, 500 прыжков на скакалке, силовые упражнения...
«Физически я в форме всегда держусь, но такого я не ожидала. Впервые в жизни за несколько дней подняться на два пятитысячника! И впервые поехала одна, семья не отпускала. Но я сказала: «Если вы меня любите, отпустите, пожалуйста», – смеется девушка.
У доктора двое детей: 7-летний Игорь и 4-летняя Вероника. И муж, который стойко принимает все необычные увлечения своей жены. Мама тоже сначала не отпускала, но потом благословила: «С победой!». Отпустили все – а что делать?
«Это выбор каждого в определенном возрасте – сделать что-то такое, чего даже от себя не ожидаешь. А горы – это что-то особенное. Там ты остаешься один на один с собой, со своими мыслями, и впереди только гора, больше ничего не отвлекает», – говорит Ларина.
«Аптечку не отдам!»
На Казбек решили подниматься с севера. Это не коммерческий, а самый сложный маршрут. В группе было десять человек, дошли двое: доктор Ларина и инструктор, остальные отказывались на разных этапах. Мужчины плакали и сходили с тропы. Тоненькая Ольга упорно шла, хотя ее собственные 50 килограммов норовил утащить в бездну 27-килограммовый рюкзак.
«Казбек с севера – это история про преодоление себя. Это не просто поход по равнине, это набор высоты с преодолением препятствий: переплав через горную реку, переход через ледник с трещиной, в которую надо залезть вниз и выбраться из нее, затем контрфорс: когда залезаешь по отвесной скале с карабинами и муфтами», – рассказывает девушка.
В группе не все знали, что она новичок. Были уверены, что она умеет работать с альпинистскими карабинами и муфтами. Но ей повезло: ее инструкторы основной упор делали на безопасность, тщательно готовились. Хотя и они в какой-то момент готовы были сдаться.
«Меня глубоко окунули в альпинизм. На маршруте мы испытали все: дождь, ледяной дождь, попали в грозовое облако на высоте в 4500 метров, когда прятаться некуда, а через землю проходят разряды. Ты сидишь в палатке и ждешь: попадет или не попадет. Это было страшно. Рядом трещит ледник, камни сыпятся, лавины сходят, и эти звуки будоражат каждую ночь. Нервы сдают, мужчины плачут, идти не могут», – рассказывает Ольга Ларина.
Некоторых начала накрывать горная болезнь. А у Ольги ее не было – видимо, сказалась подготовка в красной зоне, где полуторагодовое кислородное голодание стало уже делом привычным.
«Да, СИЗы помогли, наверное. Я как-то смотрела репортаж о подготовке на Эверест. Они целый год готовились к этому в условиях гипоксии. Я сижу думаю: «Мы уже год в гипоксии!», – снова смеется доктор.
Казбек оказался очень камнеопасным. Весь ледник выше штурмового лагеря в трещинах, и при малейшей ошибке люди падают туда на глубину 50 метров. Когда группа Ольги спустилась с Казбека, то увидела, что место, на котором была их ночевка, смел селевой поток, одну палатку смыло. В ней была пара, мужчина остался жив, женщину не нашли.
«Казбек с севера – полностью автономный поход. Что взял – то взял. МЧС туда быстро не приедет, если что-то случится, – рассказывает Ольга. – Перед восхождением инструкторы смотрели мой рюкзак, начали все выбрасывать – очень тяжелый. Хотели выложить мою аптечку. Но я сказала: «Все что угодно выбрасывайте, но аптечка будет со мной». И это было правильно. Дальше я уже лечила людей: у троих поднялась температура, на высоте она очень тяжело лечится, делала уколы, капельницы. Один повредил руку, вскрывали гематому, у третьего что-то с глазом. Никто не думал, что я гинеколог. Ты врач-универсал, не можешь взять и отвернуться».
Переплыть Босфор
После Казбека сил не было, но инструктор предложил Ольге: «Оля, есть силы? Надо делать две вершины – восточную и западную. Давай сбегаем на Эльбрус?». Ну и «побежали», конечно. На второй пятитысячник. Его покоряли в более тяжелых условиях.
«В Приэльбрусье мы ждали окна – хорошей погоды, хотели встретить рассвет на Эльбрусе. Но погода становилась все хуже, началась пурга, ветер до 70 километров в час, рыхлый снег. Инструкторы предлагали развернуться, но я сказала, что пойду только вперед. Я понимаю, что это сумасшествие, что нормальные люди так не делают. Физически это очень тяжело, но виды и ощущение перекрывают все нюансы. Синяки пройдут, а эмоции останутся на всю жизнь», – говорит доктор Ларина.
Откуда у нее силы?
«Я из энергетически красивого региона, из Магадана. Да и работа в стационаре экстренной помощи в экстренной гинекологии не предполагает слабые нервы. От твоей скорости и решительности зависит жизнь человека здесь и сейчас. Силы дает семья, их любовь. Жизнь вообще – это поток эмоций. Все зависит от нас самих, как мы настроимся. Я живу по принципу: «Carpe diem» по-латыни, то есть лови момент, лови текущий день», – улыбается Ольга.
Дома сидеть она не будет. Говорит, что у них в семье есть «список для сумасшедших», который она реализует с годами. Бывает, что семья просит: а можно мы сегодня никуда не пойдем? В лес за грибами, с детьми на скалодромы, какие-то невероятные путешествия. Как-то раз решили поехать в тихий семейный отпуск, так и там Ольга умудрилась выиграть тяжелейшую «Гонку героев» – бег с препятствиями, к финишу пришла с окровавленными коленями.
«Еще я стреляю из пневматики. Гуляем в парке, дети просят игрушку – значит, мы идем в тир, и мама выиграет игрушку», – смеется Ольга.
Спрашиваю, а что еще она делает.
«Еще я крестиком вышиваю, у меня большая коллекция. Мое время – ночь, когда после суток придешь с дежурства, сделаешь домашние дела, и у меня отдушина – повышивать. Мне хватит, все, я успокоилась. До утра», – отвечает она.
Женщина уверена, что человек может абсолютно все.
«В мире столько всего интересного! За серостью будней все забывают, что есть что-то большее, чем наша рутина. После моего похода произошла какая-то невероятная отдача. Люди звонили и рассказывали, что тоже решились изменить свою жизнь. Кто-то стал спортом заниматься, даже мне песню записали под впечатлением от фото, что обычный человек может все! Многие люди, кто шел со мной в горы, были с лучшей физподготовкой, но силы духа им не хватило, пожалели себя, были не готовы к сложностям. Я точно знаю, что возможности человека безграничны. Даже в те минуты, когда кажется, что нет сил – ты сможешь. Только надо очень сильно хотеть и гореть», – говорит доктор Ларина.
На вершинах двух покоренных гор эта хрупкая девушка установила флаг больницы Святого Георгия и флаг родного Магадана.
«К чему готовлюсь? Впереди точно – переплыть Босфор. В жизни всегда что-то новое надо попробовать. Сейчас буду учиться плавать. Но Босфор точно в списке, а дальше посмотрим», – убеждена Ольга Ларина.