Петербургских родителей просят настроить детей на успех
Петербургскую систему образования можно назвать особенной и уникальной, считает победитель конкурса «Учитель года – 2021» в Северной столице преподаватель русского языка и литературы гимназии № 171 Центрального района София Лебедева.
«Этот учебный год мы встречаем более оптимистично и уверенно, чем прошлый. Мы прошли сложный период, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, которая отразилась на образовательной деятельности. Но сегодня уже понятно, как организовать смешанное обучение и как лучше выстроить очное – с учетом введенных в городе ограничений», – отметила педагог в беседе с «Петербургским дневником».
София Лебедева считает, что особенность петербургского образования – в созданной для этого инфраструктуре. Современные школы, оснащенные по последнему слову техники колледжи, вузы, которые занимают самые высокие места в международных рейтингах…
Но главное – это люди, педагоги, которые обучают петербуржцев и студентов из других городов и стран.
Интерес к технологиям
Наталья Самонова, воспитатель детского сада №39 Адмиралтейского района
Пандемия коронавирусной инфекции, конечно, оказала серьезное влияние на все сферы современной жизни. Трансформация коснулась и дошкольного образования. При этом новые условия привели к поиск у эффективных решений. В частности, широкое распространение получили цифровые образовательные ресурсы. Использование дистанционных технологий дало возможность продолжать образовательные программы в режиме онлайн, а также поддерживать семьи в период введенных из-за COVID-19 ограничений.
Мы живем в эпоху стремительных перемен. Современные дети обладают клиповым мышлением, способны к многозадачности, проявляют интерес к современным информационным технологиям, быстро ориентируются в цифровом пространстве. Чтобы удовлетворить потребности детей в познании с помощью понятных им инструментов – технологий, мы, педагоги, используем в своей работе информационные ресурсы. Поэтому одна из главных задач на сегодняшний день – обеспечить безопасность современной цифровой образовательной среды.
Никакой растерянности
Андрей Аствацатуров, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, писатель
Образование в большей степени стало дигитальным, оно почти ушло в онлайн, однако руководство Санкт-Петербургского государственного университета все-таки стремится комбинировать разные форматы обучения. Этой осенью занятия у нас будут проводиться онлайн, частично офлайн – в небольших группах, которые не смешиваются. Мне кажется, что это правильное решение в свете той неспокойной эпидемической ситуации, которая сейчас складывается во всем мире.
Как бы там ни было, усилилась дистанция между педагогом и студентами. Это, как вы понимаете, плохая тенденция, потому что меньше контроля, студенты воспринимают занятия как нечто менее непосредственное, более дистанцированное, переведенное в знаки… У них возникает какое-то чувство отчуждения.
При этом мне представляется, что за последние годы студенты стали более целеустремленными, лучше понимают, что хотят от жизни. Пятнадцать – двадцать лет назад я наблюдал некую растерянность: люди не понимали, что им делать, куда идти. Мне кажется, что сейчас этого стало намного меньше.
«Зумеры» и виральность
Марина Головнева, преподаватель колледжа «Звездный»
В быстро меняющемся мире профессия педагога тоже претерпевает существенные изменения. Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и Интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат смешанного обучения – лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Сегодня преподаватель должен быть и координатором, и практиком, и наставником, обладать развитым эмоциональным интеллектом, цифровой грамотностью, умением и желанием не только научить, но и непрерывно учиться самому.
Чтобы проследить, как меняются ученики, нужно взглянуть на них через призму поколенческого подхода и обратиться к ценностному профилю так называемого поколения Z, к которому и относятся наши сегодняшние школьники и студенты. Для «зумеров» становится актуальной виральность – то есть не прямой обмен «знания – оценки», «знания – знания» или «знания – деньги», а процесс обмена действиями. Это понятие подразумевает, что образовательная деятельность влияет на статус в социальных медиа и в виртуальном пространстве.
О доверии к школе
Маргарита Калашникова, директор средней школы №169 с углубленным изучением английского языка
Дети все разные: есть те, которые способны самоорганизоваться и склонны к самообразованию. На самом деле их видно в школе – они целеустремленные и мотивированные. Оказавшись в интернет-пространстве, они приобрели дополнительные возможности, потому что уроки стали записываться, появились интересные занятия и стимул – посмотреть на это образовательное пространство шире и поискать новые цифровые ресурсы для дополнительных знаний. Я знаю, что многие дети этим воспользовались. Есть и менее мотивированные ребята. Мне кажется, пандемия вызвала самые разные образовательные эффекты: кто-то потерял, а кто-то выиграл от дистанта.
Родители должны быть уверены в успехе ребенка, спокойны и позитивны, ведь от того, как родитель настроит своего ребенка, во многом зависит, каким он придет в образовательную организацию. Если мама и папа внушают будущему школьнику сомнения и страхи, он придет в школу с повышенной тревожностью. Если мама с папой говорят ему: «У тебя все получится, не переживай, мы с тобой!» – конечно, первокласснику будет гораздо легче адаптироваться. Еще, мне кажется, родителям стоит с чуть большим доверием относиться к школе.