Марина Головнева: «Для «зумеров» становится актуальной виральность»
– Расскажите, как меняется ваша профессия?
– В стремительно меняющемся мире профессия педагога тоже претерпевает существенные изменения. Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и Интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат смешанного обучения – лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником.
Мы живем в мире стремительно устаревающих навыков, в котором преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями. Сегодня преподаватель должен быть и координатором, и практиком, и наставником, обладать развитым эмоциональным интеллектом, цифровой грамотностью, умением и желанием не только «научить», но и непрерывно учиться самому.
– В чем, на ваш взгляд, основная цель современного образования?
– Главной целью образования современности является, на мой взгляд, развитие тех способностей учащихся, которые нужны им и обществу. Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится также развитие общих навыков – критического мышления, эмоционального и социального интеллекта.
– Как коронавирус повлиял на образовательный процесс в Петербурге?
– Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения – владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации.
Переход на дистанционное обучение для учащихся, кажется, оказался менее болезненным, чем для преподавателей. Студенты проявили самостоятельность, у многих появилось больше мотивации к обучению и интерес к новым формам взаимодействия.
Без сложностей, разумеется, не обошлось. Причем сложности возникли скорее не технические, а физические и психологические: из-за долгого пребывания у компьютера у многих устает спина, некоторым не хватает визуального контакта и живой реакции. Пандемия заставила нас всех совершенствовать свои навыки, применять нестандартные решения, осваивать технологии, пойти на частичное принятие новой реальности.
– Кстати, чем современные ученики отличаются от учеников предыдущих поколений?
– Чтобы проследить, как меняются ученики, нужно взглянуть на них через призму поколенческого подхода и обратиться к ценностному профилю так называемого «поколения Z», к которому и относятся наши сегодняшние школьники и студенты. Для «зумеров» становится актуальной виральность – то есть не прямой обмен «знания – оценки», «знания – знания» или «знания – деньги», а процесс обмена действиями. Это понятие экономики внимания, подразумевающее, что образовательная деятельность влияет или связана со статусом в социальных медиа и в виртуальном пространстве.
Современному ученику необходимы знания для реализации конкретных задач, поэтому важно объяснять как навыки, которые они получают в образовательном учреждении, позволят улучшить их будущую профессиональную деятельность.
Как и любое другое поколение, «зумеры» имеют свои особенности, которые можно воспринимать в позитивном или негативном ключе. Однако не стоит отрицать, что визуальные коммуникации и гаджеты стали определяющим фактором жизни каждого человека, в независимости от возраста. Главное – понять, как наиболее эффективно и правильно их использовать, как создать комфортную среду и для учащихся и для преподавателей.
– Какие образовательные, на ваш взгляд, тенденции набирают популярность?
– Новые вызовы стимулировали поиск новых форм работы и взаимодействия. Будущее в образовании во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы.