Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Гендиректор ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин: «Будущее за экологичными видами топлива»

Девяносто пять лет назад в Петербурге вышли на маршруты первые автобусы. За годы этот вид транспорта заработал популярность и даже конкурировал с метро. Сейчас новый этап его развития – автобусы, которые закупает город, должны работать только на природном газе или электричестве. Об этом в интервью «Петербургскому дневнику» рассказал гендиректор ГУП «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Как вы оцениваете роль автобуса в транспортной системе современного Петербурга?

– Она очень велика, потому что автобус – это самый маневренный вид транспорта, не требующий серьезных инфраструктурных вложений. При этом, как показывает мировой опыт, он может перевозить большое количество пассажиров. Пример тому – система скоростного сообщения Bus Rapid Transport. Сегодня роль автобуса в Петербурге – это транспортное обслуживание новых районов, потому что ему не нужна дополнительная инфраструктура, и подвоз горожан к станциям метро. Сейчас по пассажиропотоку ГУП «Пассажиравтотранс» находится на втором месте в городе после метрополитена.

Как за 95 лет эволюционировал автобус?

– На определенном этапе развития крупные города мира столкнулись с необходимостью создания системы маршрутных перевозок. Экипажи, извозчики не справлялись, нужно было регулярное сообщение. В 1828 году возникли первые омнибусы, в 1832 году были организованы омнибусные маршруты. Потом появилась конка как пример организации регулярного сообщения. Оно было востребовано, например, в 1892 году конка перевезла 54 миллиона человек.

Внушительно…

– Конечно, ведь это была уже развитая система работы городского транспорта. В то время в Петербурге был зафиксирован резкий рост промышленности, развитию системы способствовало изобретение двигателя внутреннего сгорания. В 1907 году в городе запустили трамвайное движение, и в том же году на линию вышли первые автобусы частного маршрута. В 1914 году предприняли еще одну попытку запуска нового вида транспорта, но получилось это только в 1926 году. К тому времени трамвай уже не справлялся с объемом перевозок, это исторический факт. Поэтому городу пришлось организовывать новый вид сообщения, и 1 сентября на линию вышли первые машины. На маршруте работали 11 водителей и 11 кондукторов. По сути, сегодняшний ГУП «Пассажиравтотранс» – это потомок того самого транспортного предприятия. Резкий рост популярности автобусного транспорта произошел в 1933 году – по городу уже курсировали около 300 автобусов. Этому способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, развивались территории города, население увеличилось, соответственно, выросла и потребность в перевозках. А во-вторых, этот период – начало расцвета отечественного автобусостроения. Самая массовая тогда модель ЗИС-8 производилась в Москве, в Ленинграде автобусы лично принимал Сергей Миронович Киров. Машина ему понравилась, а ее столичная красно-желтая раскраска – нет. Киров утвердил белый и голубой цвета. Такие автобусы пополнили сначала первый, а потом второй автобусный парк.

– Цветовая палитра сохранилась со времен Кирова?

– Последний раз ее выбирали горожане. Как я понимаю, сработала историческая память, поэтому петербуржцы выбрали примерно те же оттенки. Основной рост автобусных перевозок пришелся на 1970-е годы. Тогда в парках предприятия насчитывалось более 5 тысяч машин, которые перевозили 1 миллиард пассажиров в год. Это вдвое больше, чем пассажиропоток метро, которое тогда не было таким развитым, как сегодня.

– Маршрутная сеть эволюционировала так же быстро?

– Количество техники увеличивалось в зависимости от потребности в перевозке. Автобусы должны были удовлетворить спрос. Сегодня постепенно внедряется новая схема, коммерческие маршруты уходят, а социальные увеличиваются для замещения объемов перевозок. После внедрения этой модели в 2022 году для ГУП «Пассажиравтотранс» ничего не изменится. У нас заключен договор с городом на обслуживание сети из 143 маршрутов общей протяженностью около 3 тысяч километров.

– Сейчас в Петербурге явная тенденция перехода на более экологичные виды транспорта. У «Пассажиравтотранса» есть опыт использования газовых автобусов. Если в общем, какие впечатления от этой техники?

– Мы используем газобалонные автобусы с 2013 года. В декабре того года в Петербург прибыли 45 таких машин, из них 15 особо большой и 30 большой вместимости. Они и сегодня работают на линиях. По сути, это обычные автобусы, но использующие другой вид топлива. Газ значительно дешевле дизеля, а сама техника, работающая на метане, немного дороже дизельной. Сегодня у нас 229 газовых автобусов, и в их работе есть своя специфика. Днём транспорт работает на маршрутах, а вечером заправляется. Сегодня заправочная инфраструктура для газовых автобусов развивается, поэтому будущее за альтернативными источниками энергии. Это газ, электричество и, возможно, когда-то мы дойдем и до водорода.

– В этом году ждете поставку газовых автобусов?

– По договору с поставщиком до конца 2021 года в Петербург должны поступить 20 автобусов. По решению, принятому городом, все закупаемые автобусы должны использовать альтернативные виды топлива.

– То есть техники, работающей на дизельном топливе, в Петербурге скоро не останется?

– Мы уходим от углеводородов как наименее экологичного вида топлива и улучшаем экологию мегаполиса.

– Сколько времени Петербург использует электробусы?

– Электробусы мы используем с начала 2019 года, когда первые такие машины пришли в Петербург. Они с ночной медленной зарядкой.

– Что готовитесь тестировать?

– Сейчас своего выхода на тестовую эксплуатацию ждет белорусский электробус МАЗ-303. Этот образец много раз показывали, но на маршруте он еще не работал. Электробус полностью повторяет по дизайну дизельный автобус этой марки. По городу сегодня курсируют два подобных автобуса, и с хорошими отзывами. На очереди европейский образец, который впервые в России представили в этом году на транспортном фестивале в Петербурге. Это электробус компании MAN. Он уже в России и сейчас проходит сертификацию для возможности движения с пассажирами. Думаю, что в течение месяца мы получим его и выведем на маршрут.

– Когда в Петербурге не останется автобусов на углеводородах?

– Средний срок службы техники составляет около 7 лет. Последние автобусы, работающие на дизельном топливе, мы покупали в прошлом году. При нормальных темпах поставок парк обновится в течение 6-7 лет, но здесь все зависит от возможностей предприятия и городского бюджета. В прошлом году кризис пассажирских перевозок, связанный с локдауном, сильно повлиял на работу предприятия, и мы до сих пор не восстановили прежние объемы перевозок. Многие горожане с точки зрения безопасности предпочитают менее контактные способы передвижения. Сейчас сохраняется двадцатипроцентное снижение от уровня 2019 года, поэтому предполагать очень трудно.

– Что еще в перспективах у «Пассажиравтотранса»?

– Мы, конечно, на месте не стоим. Большое спасибо за помощь и внимание хочу сказать губернатору Петербурга Александру Беглову и профильному вице-губернатору Максиму Соколову. В сентябре мы планируем запустить возрожденный автопарк на Хрустальной улице. Когда-то он был одним из лучших в составе предприятия. К сожалению, потом следовал долгий период забвения. Но мы его запустим, и это будет самый современный из филиалов «Пассажиравтотранса». И главное: сейчас начинается проектирование нового парка электробусов в промзоне Ржевка. В России аналогов нет, а в мире всего один, открытый в конце 2019 года под Гамбургом. Этот опыт мы брали за основу. Неограниченную мощность парку даст возможность подключения к федеральным сетям, локация позволяет это сделать. Новый парк будет рассчитан на 400 электробусов, и это существенный вклад в улучшение экологии города.

– Когда он откроется?

– По планам открытие парка должно состояться в 2024 году. Строительно-монтажные работы начнутся в 2022 году. Парк расположится на двух земельных участках, на одном уже ликвидируется свалка, второй находится прямо за депо трамвая «Чижик». Таким образом, в Петербурге появится новая транспортная локация. Сегодня у «Пассажиравтотранса» хорошие планы на будущее. Это не только сохранение достигнутых результатов, но и развитие, переход на безвыбросные виды транспорта, внедрение современных технологий, качественно другое предоставление услуги перевозки. В качестве примера: на нашем транспортном фестивале компания «Транспортные системы» представила сочлененный автобус, созданный специально для Петербурга. Узел сочленения в нем прозрачный, чтобы он пропускал свет. Пассажирам в таком транспорте будет очень комфортно.