Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Андрей Аствацатуров: «Дистанция между педагогом и студентами усилилась»

Преподаватель СПбГУ и писатель – о том, как изменились студенты за 20 лет
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Петербургский писатель, преподаватель СПбГУ и директор Музея В. В. Набокова Андрей Аствацатуров в преддверии нового учебного года рассказал «Петербургскому дневнику» о том, как меняется система высшего образования в Петербурге.

«Образование в большей степени стало дигитальное, оно практически ушло в онлайн, – считает доцент кафедры истории зарубежных литератур и исполняющий обязанности заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ. – Руководство Санкт-Петербургского государственного университета все-таки стремится комбинировать разные форматы обучения. Этой осенью занятия у нас будут проводиться онлайн, частично офлайн – в небольших группах, которые не смешиваются. Мне кажется, это правильное решение в свете той неспокойной эпидемической ситуации, которая складывается во всем мире».

По мнению Андрея Аствацатурова, онлайн отдалил студентов и преподавателей друг от друга.

«Усилилась дистанция между педагогом и студентами. Это, как вы понимаете, плохая тенденция, потому что меньше контроля, студенты воспринимают занятия как нечто менее непосредственное, более дистанцированное, переведенное в знаки. Что-то, немного отчужденное от них. Вот, эта, наверное, тенденция не самая лучшая. Тем не менее посещаемость занятий увеличилась», – отмечает преподаватель.

Современные студенты, приходя в вуз, уже знают, что хотят получить от высшего образования.

«Вы знаете, трудно ответить на вопрос, как поменялись студенты за последние 10 лет, поскольку я преподаю достаточно специфическую область и вижу конкретных студентов. Мне представляется, что за эти годы они стали более целеустремленными, лучше понимают, что хотят от жизни. 15-20 лет назад я наблюдал некую растерянность: люди не понимали, что им делать, куда идти. Мне кажется, что сейчас этого стало намного меньше. А еще студенты стали больше читать!»

Чтобы научить их чему-то новому, педагогу приходится выстраивать особую программу преподавания, связанную с визуальным восприятием мира.

«Современные студенты требуют особого отношения. Во-первых, нужно быть хорошим педагогом и методически правильно распределять материал на занятии, правильно организовать лекцию. У некоторых это получается интуитивно, а некоторые занимаются этими вопросами сознательно. Сейчас, конечно, чувствуется большая приближенность к конкретике в любой области. Я имею в виду, что лекция должна частично реагировать на визуальное восприятие. Условно говоря, преподаватель, читая лекцию, должен не просто произносить слова, а стараться выстроить в голове студента некий визуальный образ. Тогда это будет более доходчиво. Не менее важно владение современными технологиями – использование компьютеров, электронных ссылок. Чрезвычайно полезны знания определенных баз данных, например, баз научных данных, к которым можно адресовать студента. И, конечно, онлайн-образование не может заменить реальное образование. Как это ни банально, без живого общения никуда».

Закрыть