Прощай, король, прощай: ушел из жизни Роман Громадский
Сам Громадский был убежден, что человек живет не одной жизнью. Весь он не умирает, а воплощается в то, ради чего был призван на этот свет, – в поэзию, музыку, живопись и другие добрые дела.
ПРЕДАННЫЙ ОРФЕЙ
Токи воздействия исходили не только от Громадского-артиста, но и от самой его личности. Он оказывал на людей особое влияние, гипнотизировал даже своим внешним видом. В памяти современников Роман Борисович останется, пожалуй, современным Ильей Муромцем. В нем было ярко выраженное мужское начало. Косая сажень в плечах, рост метр девяносто, звучный, как раскат грома, завораживающий голос. Очень любил спорт. Играл в футбол, хоккей, волейбол, бегал, катался на лыжах. Рано вставал и долго, с удовольствием, прогуливал свою собаку.
Роман Борисович был сильным человеком не только физически. Все, чего он касался, было озарено его душою. Он врачевал своей аурой, одержимостью, чистой совестью. Он был солнечным человеком, распространял вокруг себя флюиды добра и любви.
Громадский много снимался в кино, но главным делом своей жизни считал театр. Маэстро был однолюбом. Всю свою драматическую карьеру он связал с театром «Балтийский дом». Этот театр стал его мелодией, он – его преданным Орфеем. Знаменитому артисту предлагали перебраться в Москву. Он остался верен Петербургу и своему театру. Как атлант, он поддерживал своими мощными руками этот Дом своей жизни. И театр слагал ему гимн, когда он выходил на сцену. Зритель, даже самый взыскательный, его боготворил. В спектакле по книге Валентина Распутина «Деньги для Марии» Громадский играл роль Кузьмы. В зале сидел сам автор. Он подарил Громадскому однотомник своих сочинений с надписью: «Лучшему Кузьме Советского Союза». В дни выступлений Громадского полки в цветочных магазинах пустели. Цветы скупали поклонники.
И все-таки осталась одна роль, которую Громадский мечтал сыграть, но так и не довелось, – Федор Иванович Шаляпин.
ОДНО ДЕЛО «НА ДВА ДОМА»
С 1995 года официально до самого ухода из жизни профессиональным домом Громадского стал Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Мы предложили ему должность декана факультета искусств и разработку собственного курса театральной педагогики. Чуть позже он принял кафедру режиссуры и актерского искусства, которой до своих последних дней руководил легендарный З. Я. Корогодский. Громадский считал его одним из величайших театральных педагогов в мировой истории и достойно продолжил его дело.
Громадский и не предполагал, что так полюбит новую работу. Ему стало интереснее жить. Осмысливая произошедшее, он обнаружил, что две ипостаси (театр и педагогика) помогают одна другой. Педагогика дает возможность осмысленнее, интереснее работать в театре, а актерская деятельность – убедительнее преподавать. Его масштаб позволял служить театру в этих двух ипостасях так, что на обе его хватало с лихвой. Ни в театре, ни в университете вообще не ощущали его загруженности другим делом. Дело было «на два дома», но единым.
Студенты его мастерской, как говорил Роман Борисович, изумляли. Они жили в актерских залах Университета, казалось, круглые сутки. Жадно впитывали каждое слово мастера и потом репетировали самостоятельно, многими часами, желая соответствовать урокам Учителя. Громадский видел их горящие глаза, желание работать. А ему нравилось делиться с ними азами профессии, учить сценическому бонтону – аристократизму общения. Он подпитывался энергией молодости. И гордился тем, что его ученики успешно работают в лучших театрах Москвы и Петербурга, продолжая и умножая дело Учителя.
ОБЛАДАЛ РЕДКИМИ КАЧЕСТВАМИ
Разработанная Громадским методика обучения студентов актерскому искусству получила высокую оценку и внедрена в ряде ведущих российских и зарубежных вузов, готовящих режиссеров и актеров театра и кино.
Значимыми явлениями в культурной жизни России и зарубежной Европы стали разработанные и проведенные им Международные мастер-классы, его вклад в Международный театр-фестиваль стран СНГ, Балтии. Когда с Громадским заводили разговор об артистических генах, о даре свыше, он говорил, что самый большой талант актера – трудолюбие. Жизнь измеряется не числом прожитых лет, а тем, что они вмещают.
Да, это так. Прежде всего, Громадский – «труженик-работник на почве мысли и добра». Эти строчки Некрасова точнее всего схватывают сущность ушедшего от нас великого современника. Громадский обладал все более редким в обществе качеством – порядочностью, человечностью. Декан и заведующий кафедрой вуза, крепко стоящего на ногах, Роман Борисович регулярно о чем-то просил ректора. Но никогда – для себя. Заботился только о людях и общем деле. У нас в Университете его любили особой любовью, опирающейся не только на актерское обаяние.
Почетный профессор и Почетный декан факультета искусств СПбГУП Роман Громадский не ушел от нас. Он остался. И ныне и присно не забыть нам любимое лицо, родные глаза.