Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге появился первый тротуарный светофор

Он останавливает пешеходов, чтобы пропустить выезжающие из паркинга машины
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В Петербурге появился особый светофор – он расположен не на перекрестке, а посреди тротуара, и служит для отсечения пешеходов при выезде машин с подземного паркинга «Галереи». Администрация торгово-развлекательного комплекса установила его за свой счет. Мнение горожан разделилось: одни возмущаются, что пешеходы даже на тротуаре теперь не хозяева, другие утверждают: все, что направлено на усиление безопасности, – хорошо по определению.

Автоэксперт Дмитрий Попов в свое время озвучил «Петербургскому дневнику» стоимость одного светофора: два миллиона рублей. Дорого, потому что светофор нужно не просто подключать к электричеству, но встраивать в автоматическую систему управления дорожным движением (АСУДД). Впрочем, тротуарный светофор в нее, скорее всего, не встроен, так что здесь смета могла быть скромнее. А у редакции появился повод поговорить о положении пешеходов в городе, которое выглядит незавидным.

Идет поток…

Первым на новшество обратили внимание районные активисты. Они были «шокированы и возмущены»: «Понятно, когда светофоры ставят на опасные участки дорог и перекрестков с высокой скоростью движения, здесь же – самое обычное унижение пешеходов ради комфорта четырехколесных!»

Вместо светофора активисты предложили сделать «завышенную» зебру, но любой автомобилист, хоть раз бывавший в этом паркинге, понял бы, что это не вариант. Ты и так, выезжая из подземелья, не видишь ничего, кроме неба, а тут еще и зебра будет на возвышении…

Итак, для автомобилиста отсутствие светофора означает: очередь на выезд с парковки, а отсюда – лишние траты, если не успеваешь уложиться в нужный час; стресс из-за вероятности кого-то задавить; конфликты на этой почве. Несколько лет назад подобный конфликт в соседнем ТЦ «Невский» привел к уголовному делу.

Для пешехода светофор не означает ничего: люди спокойно идут на красный свет. Их тоже можно понять: красный свет горит долго, секунд 40, а Лиговский – такое место, что здесь все куда-то торопятся: на работу или на поезд. Остается надеяться, что к светофору привыкнут и начнут с ним считаться.

«Безопасность по своей природе антагонистична скорости и экономии времени», –резюмировала пресс-секретарь Дирекции по организации дорожного движения (ГУ ДОДД) Мила-Мария Горячева.

А руководитель Санкт-Петербургского отделения «Союза пешеходов» Алексей Цивилев заявил, что светофор у «Галереи» – первая ласточка, которую можно приводить в пример, добиваясь таких же светофоров в других местах.

«Я видел такие светофоры в столице, на Тверской. Тоже при выезде из паркинга. Предлагал и у нас такое сделать, потому что у меня есть места на примете, где потоки машин и пешеходов пересекаются в одной плоскости, и обе стороны считают себя правыми. Скажем, там, где бульвар Новаторов пересекается с Автомобильной улицей: машины, которые хотят выехать на ЗСД, и пешеходы теснятся на одном пятачке. Максимум, чего я там добился, это установки знака «Стоп», но он пешеходов не спасет. На тротуаре они думают, что находятся в безопасности, а это не так. Мне все время отвечали: дескать, Москва – не Россия, и не надо ее в пример приводить. А теперь я смогу оперировать примером «Галереи», и добиваться, чтобы подобные светофоры появлялись в других проблемных местах».

Добавим, что, по данным УГИБДД, в 2020 году в Петербурге погибли 85 пешеходов и 1610 получили травмы.

Слишком долгое ожидание

Если в центре города с пешеходами более-менее считаются, то в спальных районах на каждом крупном перекрестке им приходится ждать по 2-3 минуты, чтобы пересечь улицу. В гораздо менее комфортных условиях, чем автомобилисту. Наверное, все замечали: зеленый свет машинам и пешеходам загорается одновременно, но для пешеходов он гаснет через 10 секунд, а для машин – через 120. Опоздал – жди две минуты, пока проедет твой поток, и еще минуту – пока поперечный. Этот режим остается неизменным и в выходные, когда машин почти нет. Перекроить режимы, конечно, очень сложно: как уже сказано, все светофоры подключены к системе АСУДД, которая обеспечивает машинам «зеленую волну». Но неужели никто из пешеходов не пытался этого добиться?

В ГУ ДОДД рассказали, что разделение потоков – основной способ обезопасить пешеходов, а это неизменно влечет за собой удлинение фаз.
«Так, например, было в Приморском районе: на перекрестках, где наблюдались регулярные ДТП с левыми поворотами, мы поставили левые дополнительные секции, что увеличило циклы светофорного регулирования и время ожидания, – рассказала Мила-Мария Горячева. – Минимальные длительности разрешающих сигналов для пешеходов – это расчетная величина, которая везде соблюдается. Однако к нам регулярно поступают предложения от пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, и мы увеличиваем значения длительностей разрешающих сигналов сверх расчета на основании таких обращений».

Например, в прошлом году длительность разрешающего сигнала для перехода проспекта Народного Ополчения у пересечения с Ленинским проспектом со стороны дома 138 составляла порядка 20 секунд, а время ожидания – 135 секунд. С учетом того, что правоповоротный поток с Ленинского проспекта несущественный, был продлен разрешающий сигнал для пешеходов.

«Теперь он составляет 102 секунды, время ожидания – 53 секунды, – продолжила рассказ пресс-секретарь Дирекции по организации дорожного движения. – Увеличили пешеходные фазы на углу Свеаборгской улицы и улицы Решетникова. На светофорном объекте «проспект Просвещения – улица Кустодиева» в апреле пешеходам увеличили время разрешающего сигнала (для перехода улицы Кустодиева) с 32 до 51 секунды. На Синопской набережной у АЗС «Лукойл» ночью работал режим «желтое мигание», а сейчас там вызывной светофор с кнопкой».

В центре, у Сенной площади, реконструировали пешеходный переход через улицу Ефимова: в 2017 году сделали очень широкую зебру (18 метров) и изменили светофорные режимы. До этого транспорту горел разрешающий сигнал 50 секунд, пешеходам – 20. Сейчас соотношение поменялось: 20 секунд на 40. Людей больше, чем машин, у них теперь преимущество. А на Дальневосточном проспекте пешеходы, следующие по улице Новоселов, вынуждены были пересекать проспект в два приема. После жалоб светофор скорректировали – теперь зеленый свет горит ровно столько, сколько нужно, чтобы перейти две проезжие части и разделительную полосу.

Все эти примеры показывают: город участливо относится к положению пешеходов и жалобы могут возыметь действие. От горожан, в свою очередь, требуется соблюдать уже имеющиеся правила.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»