Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Стрит-арт: еще андеграунд или уже мейнстрим

В Центральном зале Федерации бокса прошел новый словесный бой в рамках спецпроекта «Петербургского дневника» «Дебаты на ринге»
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

На ринге спортивной федерации бокса Санкт-Петербурга прошел новый словесный бой в рамках спецпроекта «Петербургского дневника» «Дебаты на ринге». Художник Стас Багс и руководитель проекта HoodGraff Артем Бурж поспорили о том, что такое современный стрит-арт: мейнстрим или андеграунд.

Стас Багс полагает, что все то, чем занимаются современные стрит-арт-художники Петербурга, можно назвать мейнстримным, поскольку сам стрит-арт становится популярным. Стас Багс советует взглянуть на него не под ракурсом точного такого же искусства, как картины в музеях, и отбросить стереотипы дилетантов.

«То, о чем вы говорите, – это мнение обычного дилетанта, который так или иначе сталкивается со стрит-артом. Вообще если говорить о стрит-арте, это очень «больная» для меня тема, в целом я считаю, что к нему нужно относиться не так, как сейчас. Что такое стрит-арт? В большей степени это выражение художника само по себе, и неважно, чем он занимается, а еще стрит-арт – это про то, как жители нашего города реагируют на те или иные истории. Я думаю, что он должен возбуждать и провоцировать и он может быть разным. И еще нужно четко понимать, что граффити и стрит-арт – это разные истории. Да, конечно, никакого отношения к искусству надпись, например, «Вася здесь был», оставленная в парадной, не имеет. А стрит-арт именно – это смесь граффити, искусства, творчества, дизайна и массовой культуры, последнее бы я подчеркнул. Это то, что мы имеем в действительности. Все это часть культуры. На самом деле, к сожалению или к счастью, невозможно уйти от андеграунда без коммерциализации. То, что это искусство тоже попадает в музеи и частные коллекции, я считаю, очень правильный и эволюционный процесс, особенно для начинающих ребят – сначала они сделают свое первое граффити, а потом дойдут до вещей, которые создает команда Артема. Такие стрит-арт-работы становятся своеобразными Мекками для Петербурга, тем самым наш город потихонечку живет. Но я все-таки скажу, что, даже если ты занимаешь андеграундом, все равно, так или иначе, то поле деятельности и все, что делаю я, да и то, что делает Артем, в какой-то степени мейнстрим. Потому что это стало модным и оно востребовано, а это самое главное. Тут уже вопрос к экспертам, которые говорят: хорошо это или плохо. К слову, я против надписи «Васи» на каком-либо историческом доме, и мы даже вместе с недовольным им петербуржцем может ее убрать».

Артем Бурж, в свою очередь, замечает что мейнстримный и андеграундный стрит-арт, словно мать и ребенок – одно порождает другое. И все-таки с приходом популярности андеграундные авторы, сами того не подозревая, становятся мейнстримными.

«Если мы говорим про граффити, то оно никому ничего не должно. Важно, чтобы люди не судили по какой-то отдельной работе весь стрит-арт. В целом граффити всегда будут появляться нелегально, и от этого никуда не деться. Пора уже отпустить эту тему и наслаждаться ими! А сама тема сегодняшнего баттла стрит-арт – мейнстрим – это или не андеграунд? Из андеграунда сейчас, по сути, и выходит весь мейнстрим. Если бы аудитория в России позволяла, любой андеграунд открыл бы массу новых историй и стал бы мейнстримом. Это как прародитель и потомок. Мы, художники, не занимаемся искусством, чтобы получить чье-то одобрение, художники делают это в первую очередь для себя и ради своего эгоизма. Мы с ребятами начали с того, что попытались показать, каким может быть стрит-арт в городе. В общем, мы просто хотели показать людям, что наши работы не должны прятаться на задворках где-то за гаражами. Мы должны выйти в центр города, где тоже есть, например, ненужные трансформаторные подстанции, и просто делать то, что мы любим, и то, что нравится людям. Получается, HoodGraff тоже вышел из андеграунда, ведь мы тоже рисовали на гаражных секторах и так далее и в какой-то момент вышли в центр. Стало ли это мейнстримом? Непонятно, ведь до сих пор это остается нелегальным творчеством, мы никак не согласовываем работы, просто получаем признание от людей. В случае со Стасом он хочет оставаться в андеграунде, это его выбор. Однако и за андеграунд сейчас платят деньги, он получает монетизацию от своей философии. Я допускаю, что андеграунд и мейнстрим – это понятия родственные, потому что одно исходит из другого или приходит к этому. Кто-то остается в андеграунде до конца жизни, но это его выбор. Мейнстрим все равно выйдет из него».

СЛОВО ЖЮРИ:

Директор по маркетингу Street Art Museum и Public Art Center Екатерина Иванова:

«Хочу пожелать, чтобы в будущем это была серия баттлов, чтобы мы могли глубже погружаться в уличное искусство, узнавать о нем больше, проникаться им и формировать культуру среди жителей Петербурга. Стрит-арт давно стал мейнстримом и давно не прячется на улицах, это не просто надпись на заборе: «Здесь был Вася». Стрит-арт давно стал отражением современности, и это 100 процентов искусство».

Художник «Митьков» Дмитрий Шагин:

«Поскольку стрит-арт уже музеефицирован, это точно не андеграунд, а мейнстрим. Но и то, и другое – настоящее искусство. Мы в свое время начинали тоже, что называется, со стрит-арта. Это были 80-е, мы разрисовывали пивные ларьки, автобусы, троллейбусы. Для настоящего художника неважно, рисует он на стене или картину».

Предприниматель и продюсер стрит-арт-проекта Кирилл Рейнхольдс:

«Мейнстрим находится в более выгодной позиции, чем андеграунд, как минимум из-за того, что материально благополучнее. Что касается моего отношения к стрит-арту, это все-таки мейнстрим. Если мы говорим о граффити, это ближе к андеграунду и в каких-то местах на грани с вандализмом. Стрит-арт рожден украшать наши города и другие локации, и в целом это одно из самых доступных искусств, когда людям не надо платить билеты за поход в музей – они просто могут выйти во двор и увидеть нормальную согласованную стрит-арт-работу, которая украшает их город».