Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Последний советский паровоз отпраздновал 65-летие

Он прошел долгий путь от современного локомотива до котельной
Фото: Мария Мельникова/ «Петербургский дневник»

Последнему выпущенному в СССР паровозу П36-0251 исполнилось 65 лет. В 1991 году сотрудникам Музея железных дорог России пришлось организовать полугодовую экспедицию, чтобы спасти столь ценный локомотив от участи металлолома. Передвигаться самостоятельно он уже не в состоянии, однако своим внешним видом производит сильное впечатление.

Короткий век паровозов

Паровозы серии П начали проектироваться на Коломенском заводе после Великой Отечественной войны. Тогда количество перевозок резко возросло, и страна нуждалась в более мощных локомотивах с осевой нагрузкой 18 тонн. Первый такой паровоз встал на рельсы уже в конце 1949 года, его признали полезным и запустили массовое производство. П36-0251, который находится сейчас в Музее железных дорог России, впервые тронулся в 1956 году. Однако век паровозов серии П был совсем недолгим.

«В 1956 году в СССР начался переход на так называемые современные виды тяги, началось производство тепловозов и электровозов, а век паровозов подошел к концу. Конкретно П36-0251 закончил работу локомотивом в 70-е годы. Его последним местом работы было депо «Вяземская» Дальневосточной железной дороги. В 1982 году он был продан на завод «Дальводреммаш» в Уссурийске, где около 10 лет использовался в качестве стационарной котельной», – рассказал начальник сектора техники Музея железных дорог России Игорь Тимофеев.

Спасательная экспедиция

Многие музеи и энтузиасты мечтали спасти последний советский паровоз, однако задача эта была не из легких: П36-0251 мало было просто выкупить, его надо было еще привести в порядок и как-то транспортировать. В 1991 году деньги и силы на все это нашел петербургский Музей Октябрьской железной дороги, который сейчас называется Музеем железных дорог России.

«К чести завода «Дальводреммаш», они согласились продать П36-0251 по цене металлолома, хотя прекрасно понимали, какой это редкий экземпляр. Сколько тогда было потрачено на выкуп паровоза, сказать трудно: деньги были совсем другими», – отметил Игорь Тимофеев.

Впрочем, выкуп стал только первым шагом к спасению П36-0251. Сотрудникам музея пришлось организовать полугодовую экспедицию, чтобы привести паровоз в Петербург.

«Главная проблема заключалась в том, что паровоз использовался как котельная, поэтому подъездной путь к нему был очень запущен: рельсы были частично украдены, а шпалы просто сгнили. Кроме того, посреди пути появилась опора трубопровода. В итоге нам пришлось заниматься организацией огромного количества и железнодорожных, и околожелезнодорожных работ. Это было непросто, но нам повезло, что соседнему заводу этот путь тоже был нужен, а средств на ремонт у них не хватало. В итоге мы как-то вскладчину отремонтировали около 2,5 километра пути», – вспоминает Игорь Тимофеев, который также участвовал в экспедиции по спасению П36-0251.

Второй проблемой было состояние паровоза. «Он был весь опутан трубопроводами и засыпан кучами шлака, однако сотрудники нашего музея смогли поставить его на колеса, и он доехал до Шушар, где тогда располагался наш музей, со скоростью около 50 километров в час», – сообщил Игорь Тимофеев.

Сегодня П36-0251 – один из самых интересных экземпляров коллекции Музея железных дорог России. «Передвигаться самостоятельно он уже не может, однако при необходимости мы его тягаем», – заверил Игорь Тимофеев.

Фото: Мария Мельникова/ «Петербургский дневник»