Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Юлия Стрижак: «Наш театр мог бы стать одним из самых красивых в Петербурге»

Какие перемены ждут театр «Мюзик-Холл», когда начнется его долгожданная реконструкция, а на Английской набережной зазвучит орган – об этом, а также о премьерах нового сезона, «Петербургскому дневнику» рассказала директор театра

– Юлия Николаевна, завершился фестиваль «Опера – всем». Как в таких непростых условиях вам удалось сохранить традицию?

– Действительно, несмотря на сложную эпидемическую ситуацию, наш фестиваль состоялся. И мы признательны всем, кто был с нами. Это ваше издание «Петербургский дневник», портал «Культура РФ», канал «Санкт-Петербург», международный культурный проект «Русские сезоны», соцсети. Наши спектакли в онлайн-формате посмотрело более 300 тысяч человек. Несмотря на сложность с пересечением границ, к нам приехала звезда итальянской оперы Даниэла Скиллачи. Вместе с народным артистом России Василием Герелло они выступили в опере Верди «Травиата» и имели потрясающий успех.

Не смогла нам помешать и погода, хотя из-за дождя начало двух спектаклей пришлось задержать. Конечно, было обидно. Но таково наше петербургское лето. Мы очень рады, что нам удалось показать все четыре оперных спектакля под открытым небом в самых красивых архитектурных ансамблях Петербурга. И благодарны всем зрителям, которые любят именно этот формат и ждут новых встреч с нами.

– Правильно будет сказать, что театр тоже ждет перемен?

– В последнее время мы живем в радостном ожидании, потому что губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов на заседании правительства дал поручение проработать вопрос о включении в Адресную инвестиционную программу на 2022 год реконструкции здания нашего театра.

Дело в том, что когда в 80-х годах прошлого века кинотеатр «Великан» превращали в «Мюзик-Холл», серьезной реконструкции не было. Например, к куполу, венчающему наше здание, более века не прикасалась рука человека. Значит, его и все подкупольное пространство надо укреплять. Не все благополучно в подвале, идет обрушение фасада. Я уж не говорю про внутренние пространства и гостевые зоны. Не хватает туалетных комнат, гардероба, который рассчитан на 750 мест, а зрителей 1,5 тысячи. Все это не соответствует ожиданиям людей, уже привыкших к определенному комфорту. Театр недоступен для маломобильных групп населения. И самое главное, нас сегодня нельзя назвать театром в современном понимании этого слова. От театра, особенно музыкального, ждут магии и чудес. «Удиви меня!» – так говорил Дягилев. Но мы, увы, ничего этого позволить себе не можем. У нас стоит оборудование, которое было сделано по спецзаказу на оборонных предприятиях еще в 70-е годы. И таких проблем много.

Вот мы с вами пережили пандемию и знаем, как нас спасла цифровизация. Но, чтобы показать спектакль в цифровом варианте, его надо снять, и снять красиво. Поэтому мы предполагаем, что у нас в зале будут стоять видеокамеры, и мы будем производить видеосъемку для виртуальных залов и архива, ведь есть еще немало мест, где люди не имеют возможности сходить в театр. Поэтому вопрос реконструкции стоит очень остро.

– И на каком этапе проект реконструкции театра находится сейчас?

– Сегодня мы единственный культурный объект в городе, у которого готов проект реконструкции, он стоил Комитету по строительству 127 миллионов рублей. Пройдена сложнейшая госэкспертиза, то есть к строительству можно приступать хоть завтра. Мы очень надеемся, что наш проект внесут в бюджет на будущий год (речь идет о сумме 1,5 миллиарда рублей), и тогда реконструкция театра «Мюзик-Холл» может начаться в 2022 году.

Конечно, мы понимаем, что город столкнулся с большой бедой – пандемией, которая потребовала выделения дополнительных средств на здравоохранение. Но и о культуре забывать нельзя, ведь Петербург – культурная столица.

– Сколько времени может занять реконструкция?

– В проекте есть сроки, и они вполне реальные. Это три года, но необходима политическая воля, чтобы взять и сделать этот проект. Нас пугает разваленное здание Консерватории и другие незавершенные культурные объекты. Мы надеемся, что нам выберут надежного подрядчика, который сможет за это время отстроить здание.

Конечно, театру придется как-то иначе выстраивать свою деятельность на чужих площадках. Но мы уверены, что все эти усилия окупятся сторицей. У нас одно из самых красивых театральных зданий в городе. Самый большой зал. У театра замечательная история, здесь находился Народный дом императора Николая II, в этом здании выступал сам Шаляпин. Театр заслуженно является гордостью Петербурга. После реконструкции театр мог бы стать одной из самых современных и красивых площадок нашего города, принимать фестивали и крупные коллективы, проводить городские праздники. Мы надеемся, что проект реконструкции удастся реализовать в установленные сроки, не затягивая процесс на долгие годы.

– А как обстоят дела с другой вашей площадкой?

– Церковь на Английской набережной находится в нашем оперативном управлении, она тоже требует ремонта. Там планируется сделать концертный зал, в котором мог бы выступать наш оркестр «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело. А поскольку там есть потрясающий орган – единственный орган английской работы в России, можно было бы делать интересные музыкальные вечера. Это удивительное место, которым мы постоянно занимаемся.

– А как реагируют на это верующие?

– Церковь на Английской набережной является англиканской церковью за рубежом. Ее немногочисленная община зарегистрирована у нас в городе. Это очень приличные и спокойные люди, и мы находимся с ними в тесном контакте. Они знают о наших планах. И, когда мы сообщили о нашем намерении открыть там новый концертный зал, это было воспринято с большим энтузиазмом. Более того, когда нам только передавали эту церковь в оперативное управление, мы с Фабио Мастранджело ездили к генеральному консулу Великобритании (консульство тогда еще работало в Петербурге) Алану Киту. Состоялся серьезный разговор, и мы сразу предупредили, что если есть опасения по поводу поползновений на это здание, то брать его в оперативное управление мы не будем. Тогда консул запросил королеву Великобритании, поскольку она является главой англиканской церкви, и от архиепископа Кентерберийского пришел ответ, что англиканская церковь не заинтересована в здании и не имеет возможности его содержать.

– Вас поддержал во время своего визита в Петербург и принц Майкл Кентский.

– Да, Его Высочество посетил Англиканскую церковь, и у нас с ним была продолжительная беседа. Он пояснил, что ему не полагается делать публичные заявления, но можно передать его мнение в косвенной речи. Он мне лично сказал, что лучшего назначения этому историческому зданию, чем концертный зал, быть не может. И поблагодарил власти Санкт-Петербурга за такое бережное и внимательное отношение к английскому культурному наследию.

Сейчас существует договоренность, что по крупным религиозным праздникам англиканское сообщество сможет по утрам проводить в этом здании службы. И я надеюсь, что у нас будет вполне мирное сосуществование.

– Фестивалем «Опера – всем» театр «Мюзик-Холл» завершил сезон. Чего ожидать зрителям в будущем?

– В сентябре мы планируем порадовать нашу публику оперой Моцарта «Волшебная флейта». Этот спектакль сделан по мотивам постановки, которую мы давали на прошлогоднем фестивале «Опера – всем». Мы обратили внимание, что спектакль вызвал огромное количество просмотров в Интернете. Зрителям понравилась версия, предложенная арт-директором фестиваля Виктором Высоцким. Это был своего рода эксперимент, когда мы вместо длинных речитативов на немецком языке ввели в действо рассказчика, в роли которого выступил артист Театра комедии Николай Смирнов.

Готовится к постановке мюзикл «Винил», думаем, что это будет настоящая бомба! Надеемся порадовать публику музыкой Евгения Загота, которая написана в стиле джазовых композиций 50-х. После фильмов «Стиляги» и «Оттепель» оказалось, что эта тема интересна и близка людям. В нашем театре спектаклей в такой стилистике нет, поэтому мы и решили сделать яркий мюзикл, рассказывающий о жизни в СССР. Его премьера намечена на октябрь.

Конечно, мы будем давать много концертов и спектаклей, в том числе детских. Продолжатся наши абонементные программы, и мы обязательно примем участие в Культурном форуме.