«Давайте я буду писатель-милитарист»: Захар Прилепин – об экранизации романа «Обитель»

В этом году на телеканале «Россия 1» вышла экранизация романа Прилепина «Обитель», в котором повествуется о жизни заключенных в советском Соловецком лагере особого назначения в конце 1920-х годов. Режиссером восьмисерийного фильма стал Александр Велединский. Захар Прилепин рассказал про разницу во взглядах на Советскую власть с режиссёром и изменение концовки в фильме.
«Впервые экранизацию я посмотрел с очень сильным чувством, – сказал писатель. – С одной стороны, конечно, у меня есть разные вопросы и претензии к Саше Велединскому, но там все объясняется просто: я к Советской власти отношусь с сыновьим чувством, а он с чувством пасынка, он ее не любит. Но он со мной обговорил финал. У меня финал не такой, никакого там расстрела не происходит. У меня в романе смеется начальник этой команды и дает команду расходиться по баракам, а Велединский сделал так, что у него камера уходит вверх и выстрелов не происходит, и зритель должен понять, что никого не убили. Но на самом деле зритель этого не понял и не должен был этого понять, потому что он видит последний кадр, где все стоят у стены, камера уплывает, и зритель думает, что все погибли. Это побудило ряд моих недругов с левой стороны говорить, что Захар Прилепин накатал очередную антисоветскую сагу. Что, конечно, не так».
Писатель считает, что концепция фильма иногда серьезно противоречит концепции книги, но примиряет его с этим сильный актерский состав. «Это, конечно, Юрий Кузнецов, которого я полюбил ещё в детстве за фильм «Мой друг Иван Лапшин». И то, что он играет в фильме по моему тексту, – просто немыслимо. Стеклов тоже замечательный актёр. У нас был с Сашей Велединским спор по поводу Сергея Безрукова. И Саша оказался прав. У Безрукова есть несколько таких монологов, что я цепенел. Ещё Велединский хотел снимать старшего Чадова в роли Артема Горяинова, но я сказал, что он не потянет, и настаивал на Ткачуке. Он не похож на Артема в романе, но в нем есть безумная пацанская энергия. Саша со мной ругался, а потом взял и позвал Ткачука», – поделился писатель.

Читателей на встрече также интересовало, как Захару Прилепину удается столько работать и совмещать разные виды деятельности. Писатель рассказал, что мало спит, не пьет и не курит последние несколько лет, а также сильно минимизирует общение с людьми. Также он быстро работает. Например, Прилепин может записать четыре программы «Уроки русского» за день. Писатель поделился, что у него никогда не бывает депрессий и он всегда в хорошем настроении. Оказалось, что помогают работать Прилепину и его дети. «Четверо детей – это постоянный мотор. Они голодные, кричат, плачут, им надо в школу. Настоящая литература приходит, когда тебя за руку тянет один, на шею залезает другой, а ты придумал рассказ и пытаешься добраться до компьютера. Поэтому дети – это лучший способ находиться в вдохновении», – рассказал Прилепин.
На творческой встрече часто начинались оживленные споры по поводу совмещения писателем политики и литературной деятельности, а также о том, не возникает ли у автора диссонанса, когда он как писатель, который должен созидать, на самом деле пишет о войне и разрушениях и не ставит перед собой гуманистической задачи прекратить войны. На это Прилепин ответил так: «Мы все созданы в результате военных конфликтов. Культуры начинаются с военной песни. Откройте любую антологию русской народной песни, казачьей, там 90 процентов про войну. Если у Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Державина не было когнитивного диссонанса, то почему он у меня должен быть? Давайте вы будете писатель-гуманист, а я буду писатель-милитарист».
Прилепин также уверен, что нет ничего необычного и зазорного в том, чтобы совмещать литературную и политическую деятельность. «Филология – это основная профессия для всех гуманитарных занятий, – говорит он. – Потому что филолог читает тексты, транслирует их, пересказывает, формулирует. Филолог работает со смыслом. А если ты работаешь со смыслом, то политика – это прямая сфера твоей деятельности».
Читатели спросили и об отношении Прилепина к «Архипелагу ГУЛАГу» Солженицына. Писатель считает, что если перечитывать произведение, то очень многим вещам можно ужаснуться, а книга во многом манипулятивна. «Мощью своего дара Солженицын гонит эту волну – что ужасная, чудовищная, преступная страна. Я понимаю все трагедии Советской власти, но мы не имеем права эту книгу подсовывать детям. Мы должны убрать ее из школьной программы», – поделился мнением Прилепин.
Захар Прилепин рассказал читателям, что сейчас работает над биографией Шолохова. В своей книге он доказывает, что Шолохов на самом деле написал «Тихий Дон» и его неоправданно обвиняют в плагиате.