Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как работает портал «Здоровье петербуржца»

Во время пандемии COVID-19 петербуржцы оценили электронные сервисы здравоохранения. Когда по телефону не дозвониться, до медучреждения не дойти, на помощь приходят виртуальные регистратуры и информационные сервисы
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

То, что еще лет 5-10 назад считалось почти фантастикой, в Петербурге воплотилось в жизнь. Пациент может записаться к врачу, не отходя от смартфона или компьютера, увидеть свою историю болезни, результаты анализов и тестов, спланировать предстоящие медосмотры или график ведения беременности. А врач в свою очередь теперь может знать весь анамнез пациента, даже если он лечился давно и в другом медучреждении.

Всем этим мощным электронным хозяйством управляют несколько десятков молодых и очень продвинутых специалистов. Это – команда центра электронного здравоохранения, одной из структур Медицинского информационно-аналитического центра под эгидой Комитета по здравоохранению. Руководитель центра Алексей Архипов рассказывает, куда мы попадаем, когда заходим на «Здоровье петербуржца».

 Чисто петербургский проект

– Многие петербуржцы до сих пор путаются, называя портал «Здоровье петербуржца» то «Горздравом», то «порталом записи на прием». Это все одно и то же – то есть это ваш портал?

– Общегородская информационная система в сфере здравоохранения задумывалась в 2013-14 годах, тогда это был просто сервис записи на прием к врачу, который включал в себя сайт в интернете для пациентов города, и ничего, кроме этого, практически не было. Потом из этого маленького сайта мы сделали интернет-портал «Здоровье петербуржца». Его многие люди запомнили под этим названием – «горздрав», потому что такие символы указываются в адресной строке.

Сам по себе портал начал развиваться в рамках приоритетного городского проекта с 2018 года. В 2016-2017 годах шла подготовка проекта, в 2018 году был утвержден паспорт проекта на уровне города, и мы с Комитетом по информатизации и связи начали реализовывать его в рамках регионального проекта «Электронное здравоохранение». Наш проект – чисто питерский, локальный. Во многих регионах на тот момент времени не было столько сделано, сколько у нас в Петербурге, мы же искали возможности довести уже имевшиеся наработки до уровня пользы пациентам и врачам. В то время федеральный уровень еще не получил такого развития, но сейчас уже существует большой проект на всю страну, который дублируется в каждом регионе – создание единого цифрового контура. Он продлится до 2024 года включительно. Там будет очень много всего и с тесной привязкой к федеральному порталу Госуслуг.

– Различные электронные сервисы предлагают запись на прием к врачу. Куда попадает человек, который хочет, например, записаться к врачу или узнать результаты своих анализов, заходя конкретно на портал «Здоровье петербуржца»?

– Наш портал «Здоровье петербуржца» работает на основе государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (РЕГИЗ). Это региональная структура, в ней содержится все, что касается сферы здравоохранения в городе, в защищенном и обезличенном виде. Сама система состоит из большого количества компонентов – нескольких десятков подсистем. У каждой из них свои назначения, многие из которых также должны встраиваться в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Нам же необходимо было выделить отдельный интернет-ресурс, заточенный только на здравоохранение, перейдя на который любой житель города сможет получить максимум информации. В Петербурге таким ресурсом стал портал «Здоровье петербуржца».

На портале находятся личные кабинеты пациентов. Каждый может зайти в свой кабинет и получить всю необходимую информацию о своих визитах к врачу, результатах анализов и назначениях. Таким образом человек, заходя на портал через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) – то, что простонародье называют «учеткой госуслуг», сообщает, что я такой-то, и на основе его данных находятся все его медицинские сведения.

– В чем разница между «Здоровьем петербуржца» и Госуслугами, и что есть у вас такого, чего нет на Госуслугах?

– Сервисы Госуслуг зависят от того, какой услугой пользуетесь. Этот портал формируется давно, но активно начал развиваться примерно с 2016 года. Один из первых его крутых заделов – запись на прием к врачу, оплата штрафов со скидкой, оформление паспорта и загранпаспорта.

Петербургские Госуслуги делались самостоятельно, единого программного продукта для федеральных и региональных Госуслуг нет. Петербургские Госуслуги со здравоохранением особо не взаимодействуют, там много других услуг и сервисов, а в рамках проекта «Электронное здравоохранение» портал «Здоровье петербуржца» охватил все основные виды услуг сферы здравоохранения в электронном виде, хотя, скажем, запись на прием к врачу на петербургских Госуслугах присутствует давно. Раньше часто получалось, что люди в поисках информации о медицинской помощи звонили в Комитет по здравоохранению, в поликлиники. Поэтому мы и стали делать наш отдельный портал. Всю нужную людям информацию по всем важным социальным направлениям мы собираем от ответственных за это в городе лиц, делаем разделы, куда обращаться по конкретному вопросу. Это информационный портал, который в сознании населения закрепился как главная точка получения информации о петербургском здравоохранении, как в части общих правил, так и в качестве личного хранилища данных для каждого жителя города.

– Получается, вы вместе с Госуслугами, но и как бы отдельно…

– Наш портал работает сам по себе. У нас есть услуги, которых нет на Госуслугах – ни на федеральных, ни на региональных. В основном это то, что содержится сейчас в личном кабинете. Например, электронные документы в нормальном формате в первой версии появились еще два года назад – федералы сделали это несколько позже. У нас есть календари беременности и прививок – правда, тут еще работа не полностью закончена, потому что надо перевести очень много данных из аналогового формата в цифровой вид. Но все вновь сделанные прививки уже появляются. У нас есть национальный календарь прививок в цифровом виде, он еще обкатывается, но поликлиники плотно работают в этом направлении, там уже десятки тысяч записей. На Госуслугах такого нет. Но мы видим, что Минздрав двигается в том же направлении, в каком мы делали наш проект в Петербурге. И многие вещи, которые есть у нас, они сейчас к себе закладывают, более подробно расписывают тонкости, детализируют сервисы – например, готовится аналог записи на любые другие прививки с разделением по их типу и поиском поликлиники.

Есть еще другие вещи – например, мы даем расширенный доступ к электронной медкарте, возможность контроля того, кто смотрел ее из врачей. Также есть сервис по формированию рассылок непосредственно в личные кабинеты пациентов или на прикрепленные к ним адреса электронной почты пациента. Например, мы использовали эти рассылки, когда необходимо было повышать уровень заинтересованности населения в прививках от COVID-19.

Недавно у нас запустилась система уведомлений, сообщающая о том, что появились новые результаты лабораторных анализов или новые записи в медкарте. Уведомления поступают, как только данные попадают в городскую систему. Данные об анализах еще не достигли поликлиники, но их уже можно посмотреть в личном кабинете. На Госуслугах пока что подобного функционала нет.

Есть еще интересный раздел – можно посмотреть, кто «следит» за вашей медкартой. Дело в том, что есть порядок доступа к электронной карте, и вы можете посмотреть, какой врач смотрел вашу медкарту и когда. При этом надо понимать, что не каждый врач может посмотреть данные пациента.

– А кто может?

– Как правило, только врачи. Прежде всего, это врач вашей поликлиники или тот, к кому вы были направлены по направлению. Но к определенным функциям есть доступ и у среднего медперсонала, тут все также зависит от внутренних порядков работы медорганизации. Все бюджетные учреждения подключены к этой опции. Пациент соглашается на передачу личных данных со своей стороны, мы – уже со своей – берем ответственность за сохранение ваших личных данных. При этом врачи работают с данными пациентов только во внутренней сети медучреждений, это не тот общепопулярный интернет, который можно открыть где угодно. Это сделано в целях защиты личных данных, и это очень тщательно отслеживается.

– Как в ваше электронное хранилище попадают сведения?

– Есть ряд подсистем ГИС РЕГИЗ, совокупность которых формирует то, что мы кратко называем общегородская электронная медицинская карта, или ЭМК петербуржца, там скапливаются все медицинские заключения, рекомендации, результаты лабораторных исследований со всех медорганизаций города. Все поликлиники, лаборатории, больницы между собой соединены через нее.

Например, когда врач назначает лабораторное обследование и делает направление, то оно отправляется в единую информационную систему, откуда попадает в лабораторную информационную систему лаборатории, где должны будут сделать анализы. Результаты из лаборатории потом через общегородскую систему попадают обратно в медицинскую информационную систему направляющей медорганизации, которая есть в каждой поликлинике, а также в личные кабинет пациента. После выполнения исследования врач сразу может посмотреть его результаты. Раньше, как вы помните, их приносили на бумажке. Бывает, что и сейчас еще есть бумажные версии, но результат можно посмотреть уже заранее. В некоторых поликлиниках от бумаг по лабораторным исследованиям уже полностью отказались, все делают в системе.

– Даже если человек экстренно госпитализирован, то в больнице независимо от ее места нахождения смогут посмотреть его историю болезни из поликлиники?

– В принципе, это возможно уже везде. Даже эпикриз при выписке из стационара выкладывается в единую систему, и врач нажатием одной кнопки видит все, что с пациентом происходило ранее, включая ссылки на лабораторные анализы. И это уже есть везде. В ближайшем будущем Минздрав хочет связать все регионы между собой таким же образом. И врач в Петербурге при приеме больного будет знать историю болезни пациента из, скажем, Красноярска.

Талоны есть, а не попасть к врачу

– На днях в нашу редакцию обратилась пожилая читательница, которая, имея направление от врача, в течение трех дней так и не смогла записаться на прием к специалисту – по телефону не дозвониться, а блокадница едва может передвигаться. При этом ее знакомые утверждают, что свободные номерки к специалисту есть в наличии. Как решать такие вопросы?

– Это ситуация не о том, может наша система передавать данные или нет – мы данные передаем, на портале есть опция «Запись по направлению», куда достаточно внести номер этого направления. Система его проверит и даст номерок. Тут вопрос в другом: есть ли ресурсы в данный момент оказать помощь, буквально – есть ли «в наличии» нужный врач, готовый ее принять.

Почему нельзя записаться через наш портал сразу к специалисту, минуя этап получения направления в поликлинике? Потому что есть врачи-специалисты, к которым при наличии свободной записи была бы огромная очередь на специализированную медпомощь. Поэтому и было задумано, что без поликлиники к специалисту не попасть. Медучреждения, где есть эти специалисты, в свою очередь должны сформировать свой список тех, кто идет по направлениям.

– А если и через «Запись по направлению» записаться невозможно?

– В случае, если врач на самом деле есть и у него есть возможность оказать помощь, а записаться к нему невозможно – это уже ответственность руководителя учреждения, главного врача – обеспечить доступность расписания своих работников в общегородской системе записи. Существует регламент записи на прием к врачу в городе, где вся ответственность зафиксирована. Я всегда говорю: смелее жалуйтесь. Поскольку существует общегородской регламент: можно обратиться в администрацию района, где находится ваша поликлиника, в Комитет по здравоохранению, в прокуратуру, в конце концов. Активно работают соцсети госучреждений, в том числе и нашего. Можно написать туда, каждое обращение обязательно рассматривается.

– От чего зависит, что врач-специалист есть, но номерок не получить?

– Это вопрос к организации работы в конкретном медучреждении. Бывает и человеческий фактор: не успели или забыли внести сведения, изменено расписание. Нет врача, в конце концов. Такой ситуации, что номерки есть, а в электронной системе их нет, быть не должно. Значит, это главный врач где-то недоглядел.

– На что вам чаще всего жалуются петербуржцы?

– На то, что где-то не доложили результаты, что не хватает записи. Но в принципе для такого объема информации, как у нас, жалоб не так уж много. В год только записей на прием насчитывается более 15 миллионов. А жалоб мы получаем по этой теме по нескольку в неделю. Мы анализируем, почему такое произошло, смотрим их расписание, все другие основные ошибки медорганизаций. Но они и сами разбираются. Надо сказать, что процент ошибок в городе минимален. Хотя в последнее время огромное количество жалоб поступает по поводу сертификатов вакцинации на федеральном портале Госуслуг. Мы, к сожалению, не всегда можем помочь, потому что системой федеральных Госуслуг занимается Минздрав России, а также Минцифра, а у нас в принципе нет доступа. Но поскольку других ведомств по информатизации здравоохранения в городе нет – часто эти жалобы попадают к нам.

На прием в будущее

– Какие новые опции портала можно ожидать в ближайшем будущем?

– Ответственность врачей и всей нашей системы – чтобы все заинтересованные стороны как можно больше и быстрее получали необходимые документы. У нас есть сервисы по контролю реабилитации, записи на диспансеризацию, будет в следующем году запущен сервис отображения результатов инструментальных исследований – выписки по КТ и МРТ.

Мы уже сделали много полезных сервисов для врачей – они могут посмотреть медицинскую карту целиком, динамику лабораторных исследований по каждому типу анализов для отдельного пациента – мы вытаскиваем данные и показываем график.

Создаем прививочную карту по аналогии с интерактивной картой вакцинации от коронавируса, уже не только по COVID-19, и каждый сможет выбрать медучреждение для прививки и записаться туда.

Самое классное запустим к середине следующего года – доступ к электронной карте своих детей. У них как у несовершеннолетних нет своей учетной записи в ЕСИА, поэтому сами они не могут получить туда доступ. А вот родители смогут. Кроме того, будет открыт доступ к электронной медкарте для опекунов или для тех, кто ухаживает за тяжелобольными. У нас очень много идей и предложений, но только сейчас можем технически к этому подойти.

– Чтобы вы посоветовали горожанам, желающим получить какую-то помощь через портал «Здоровье петербуржца»?

– Чтобы люди понимали, что мы почти всю информацию получаем из поликлиник, и иногда какие-то сбои – это ответственность конкретных поликлиник. Но надо понимать и тот факт, что врачи тоже все не успевают. Все хотят улучшить работу, все стараются, но и жалобы имеют место, и это тоже позволяет где-то улучшить работу. Главное – не формировать из жалобы постоянный крик души, чтобы не переходило в бесконечный негатив. Тот портал, который есть, может, и не идеально работает, но он достаточно хорош для масштабов нашего города и его наличие позволяет решить множество проблем с доступностью здравоохранения для рядового жителя.