Игорь Креславский: «Через три года мы забудем про дефицит школ, детских садов и поликлиник»
– По итогам прошлого года комитет побил все рекорды, которые были установлены до вас – в частности, исполнили бюджет на 93,7 процента, это чуть больше 26,5 миллиарда рублей. В этом году – город не сбавляет темп по строительству соцобъектов. Как это стало возможным?
– Изменили подход к выполнению Адресной инвестиционной программы. Это касается как проектирования и строительства объектов, так и работы с подрядчиками. Мы применяем комплексный подход, который требует ежедневных индивидуальных решений по каждому объекту.
– Можно сказать работа в «ручном режиме» управления?
– Да, но теперь наша задача – превратить это в системную работу. Несмотря на то, что все проекты социальных объектов типовые, каждый из них имеет индивидуальный характер. Могут возникнуть вопросы, связанные с земельным участком, сметным ценообразованием, фундаментами, грунтами, инженерными сетями и так далее. Но все решения по ним необходимо принимать оперативно, и тогда процесс будет двигаться.
– Как часто представители комитета выезжают на стройку?
– Представители технического надзора на объектах находится в ежедневном режиме. Кроме того, мы мониторим строительство через онлайн-камеры, установленные на всех стройплощадках. Мы также следим за выполнением планов: в какое время и какие работы должны проводиться, а какие должны быть завершены. С комиссией на объект выезжаем в нескольких случаях. Например, если видим проблемы, срывы сроков или когда объект готовится к вводу в эксплуатацию.
– Скоро 1 сентября. Сколько в этом году откроется новых школ и сколько запланировано построить до конца года?
– За счет бюджета в этом году будет введено шесть школ. Часть из них – новое строительство, а часть – реконструкция. Три школы в Приморском районе уже сданы. Еще три откроются к 1 сентября. Также за счет инвесторов до конца года будут построены 4 школы.
– Сколько стоит построить школу?
– Например, школа на 1600 учеников обойдется в 2 миллиарда рублей, на 500 мест – примерно 1,1 миллиарда рублей. Места в крупных образовательных учреждениях обходятся городу дешевле, но далеко не везде в Петербурге есть возможность строить большие школы.
– В каком районе самая сложная ситуация с образовательными учреждениями?
– Нехватка соцобъектов ощущается везде: в одних районах больше, в других – меньше. Особенно сложно обстоят дела в местах массовой жилой застройки, таких как Шушары, Горелово, «Северная долина».
– Не находите вы странной такую ситуацию, что новоселы покупают только квадратные метры, а на социальную инфраструктуру для них скидываются все горожане – в виде налогов?
– В этой ситуации может использоваться разный подход. Нельзя забывать, что и застройщики платят немалые налоги. Я уже говорил, что в городе создана градостроительная комиссия и в основном социальные объекты в новых кварталах будут возводить застройщики. Однако если у потенциальной школы или поликлиники получается профицит – объект построен с возможностью обслуживать большее число людей, чем живет в новом квартале, то город оплатит эту разницу. Другими словами, мы будем выкупать часть объекта, а остальное застройщик передает городу безвозмездно.
– Как к этому отнеслись сами строители?
– Застройщики отнеслись к этому с пониманием. Для них стали понятны и прозрачны «правила». Если раньше им приходилось согласовывать проекты в разных ведомствах, собирать подписи, то теперь градостроительная комиссия рассматривает вопросы комплексно и может принимать решения, которые призваны обеспечить комфортную жилую среду для горожан.
– В скором времени будет сдана в эксплуатацию одна из исторических школ на улице Мосина в Сестрорецке. Однако свою известность она получила, так как работы длились 13 лет. Как сделать так, чтобы больше не было таких долгостроев?
– Для этого подрядчики должны соблюдать сроки. Сейчас мы заняли более жесткую позицию в данном вопросе. Мы больше не ждем окончания сроков работ, и если видим сбои и несоблюдение сроков, то вначале предупреждаем, а потом расторгаем договор. Я считаю, это справедливо. Мы хорошо и своевременно платим за работу. Я бы сказал, мы платим быстрей, чем это делают инвесторы в частных проектах. И это и позволяет нам требовать выполнение работы качественно и в срок. Безусловно, у подрядчиков есть свои вопросы, и мы помогаем их оперативно решать. Поэтому подрядчики заинтересованы в наших контрактах.
– Что грозит нерадивому подрядчику?
– Расторжение договора, взыскание банковских гарантий и попадание в реестр недобросовестных поставщиков услуг. Кроме этого, банки в будущем не захотят работать с такой компанией.
– За последнее время много случаев расторжения контрактов?
– В прошлом году было несколько случаев. В этом только один.
– Можно сказать, что региональные власти изменили приоритеты для строительной отрасли. Если раньше на первый план выходили проблемы обманутых дольщиков, то теперь это социальная инфраструктура. Это так?
– Приоритеты у нас не менялись. Обе проблемы стоят на первом месте. По обманутым дольщикам мы много работаем. В этом году предстоит сдать 14 домов. Всего же в городе осталось 22 проблемных объекта. В ближайшую пару лет мы закроем этот вопрос. Если говорить о социалке, то здесь накопился большой дефицит. Поэтому требуется планомерная работа по реализации нашей программы, но планируем и с этим вопросом разобраться за несколько лет.
– Сколько для этого потребуется ресурсов?
– В деньгах это сотни миллиардов рублей. По времени, думаю, года за три можно уйти от дефицита.