
«Еще год назад дети даже «мама» не могли сказать». Зачем нужна иппотерапия

С ОТКРЫТЫМ «СЕРДЦЕМ»
С Марией Муковниной, матерью троих восьмилетних детей, мы встречаемся у входа в недавно открытый в Новополье семейный реабилитационно-досуговый центр «Сердце». Иван, Марина и Алексей занимаются в клубе около года и, по словам их мамы, заметны большие перемены.
«Еще год назад дети даже «мама» не могли мне сказать. Врачи ставили неутешительный диагноз – тяжелая умственная отсталость и аутизм», – говорит она, пока Иван собирается на занятия к логопеду, а Марину и Алексея тренеры ведут к двум красивым лошадкам.
Мария рассказала, что привозит детей в Новополье четыре раза в неделю. В программе – занятия с логопедом и верховая езда. Причем на занятиях иппотерапией выполняют не только физические упражнения для улучшения координации, но и продолжают занятия для улучшения речи. Еще с большим удовольствием ходят на рисование.
«Благодаря этим занятиям мои дети заговорили: сначала слова, потом фразы, начали читать, – говорит Мария. – Зафиксировано увеличение IQ, а врачи изменили диагноз на «легкую умственную отсталость». Это большое достижение».
Мимо нас проходят тренеры, которые ведут под уздцы лошадку Марту, на которой с гордой улыбкой восседает юная Марина.
«Марта хочет быть красивой, украшаем Марте гриву. Один, два, три, четыре, пять, будем Марту украшать», – четко выговаривает тренер. У нее в сумке целый набор карточек для логопедических занятий и игрушек, чтобы привлечь внимание ребенка.

ПОМОЩЬ ОТ ВЕТЕРАНА И ПРЕЗИДЕНТА
Иппотерапией в Новополье занимаются давно, с 2008 года. С реабилитационным центром история сложнее. Первые попытки его построить, чтобы расширить возможности комплекса, предпринимались еще 7 лет назад. Сделать это на собственные средства тогда удалось только частично.
Основатели клуба Михаил и Светлана Лытко, их дети и команда добровольцев пробовали построить здание своими силами. Сделали фундамент и стены первого этажа, но сил и средств не хватило.
Ситуация изменилась в прошлом году во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным. Ветеран Великой Отечественной войны Зинаида Корнева, узнавшая о существовании Новополья, попросила главу государства оказать поддержку клубу. Президент дал поручение Общероссийскому народному фронту (ОНФ) найти социально ответственный бизнес, чтобы достроить комплекс. Бизнес нашелся. В результате в начале августа этого года состоялось торжественное открытие.
Теперь в центре «Сердце» проводится комплексная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми, ментальными и другими особенностями.
К слову, ОНФ взял шефство (то есть оплату расходов на содержание) над Мартой, одним из специально обученных животных для занятий иппотерапией. Сейчас в клубе 43 лошади, включая пони.
«Мы выиграли президентский грант на реализацию программы «Ресурсный центр», которая будет заниматься исследовательской деятельностью в области адаптивной верховой езды. Реализацию проекта планируем запустить уже в сентябре. У нас есть опорные точки в каждом регионе, через которые будем распространять лучшие практики, накопленные конными клубами странны, где применяется иппотерапия», – говорит Анна Лаппе, дочь Михаила Лытко.

ПОЛЕЗНАЯ ДРУЖБА
Вместе с Михаилом Лытко и Анной Лаппе идем по тропинкам Новополья. На соседних дорожках осторожно шагают лошадки, как будто осознавая всю важность своей задачи – помочь маленьким людям.
Как рассказала Анна, все завертелось в 1997 году, когда Светлана Лытко привела троих своих детей покататься на лошадках. Это была любовь с первого взгляда. Увидев, насколько семье по душе заниматься лошадьми, Михаил подарил на 8 Марта лошадь по кличке Бельгия. Она поселилась в маленьком сарайчике у дома.
«Бельгия оказалась лошадкой с характером. При первой возможности она сбегала в ту конюшню, откуда ее привезли, приходилось ловить ее. Думали: уже все, лошади – это не наше», – вспоминает Михаил.
Набегавшись всласть за лошадкой, ее решили продать. Но не прошло и полгода, как цыгане привели нам тощего, ослабевшего от недостаточного питания жеребенка: «Купите, коли надо! А не надо – так ему дорога на мясокомбинат». Так на попечении семьи оказался конь Грин. В отличие от большинства лошадей, он не мог пастись на веревке в поле. Как-то начал резвиться, упал и переломал себе ноги и ребра. Ветеринары заявили, что теперь животное только под убой. Вопреки всему семья решила выходить Грина. Постепенно его раны начали заживать, но для полного выздоровления коню требовался непрерывный уход и, что особенно важно, надо было с ним много гулять.
«В это время Катя, сестра Анны, перешла из начальной школы в среднюю, где возникло определенное недопонимание с учителями. Она задумывалась перед тем, как ответить на вопросы, и долго не выдавала ответ. Были учителя, которые воспринимали это как незнание, говорили: «Садись, два». Дочь из-за этого сильно переживала. Началось психосоматическое расстройство. У нее были длинные волосы, и вдруг она начала лысеть на нервной почве. Ей стало стыдно ходить в школу, тогда перевели ее на домашнее обучение. Обошли множество врачей, которые лишь пожимали плечами», – рассказывает Михаил.
Поскольку Катя была на домашнем обучении, она взяла шефство над Грином. Конь чувствовал настроение девочки. Когда она подходила к нему расстроенная или нервная, то Грин отказывался выполнять ее команды. А когда становилась более спокойной и сосредоточенной, Грин покорялся и становился покладистым. Так Катя научилась собранности. Уже спустя несколько месяцев волосы у нее снова начали расти.
«Тогда мы поняли: раз Грин помог Кате, значит, мы вместе с лошадью сможем еще кому-то помочь», – сказал Михаил. Так в 2004 году у дома выросла небольшая конюшня. Сейчас на этом месте раскинулся комплекс сооружений конного клуба.
Теперь Катя – красивая, с длинной косой девушка. Здесь, на базе, часто можно увидеть, как она занимается с лошадьми.
«Катя на «отлично» окончила школу, с красным дипломом – Аграрный университет и сейчас защищает диссертацию. Эта внутренняя собранность пришла благодаря работе с конем», – говорит Михаил.

ЗАРЯД ЭНЕРГИИ
В 2008 году Катина мама Светлана Лытко, логопед по первому образованию, окончила курсы в Академии постдипломного педагогического образования и получила специальность «специалист по адаптивной верховой езде». Тогда в клубе начались занятия по иппотерапии.
Как поясняет Светлана, лошадь – крупное животное, которое имеет относительно человека повышенную температуру тела, примерно 38 градусов. Теплом своего тела животное прогревает мышцы седока. Кроме того, при движении лошади ее мышцы включают в работу мышцы человека. Важно, что это не какой-то искусственный тренажер, который механически заставляет двигаться, а живое существо.
«Плюс ребенок, который не может ходить, с помощью этого сильного и грациозного животного может попасть в разные уголки местности. Мы можем с ним погулять по территории клуба, по лесу, добраться до реки, увидеть много интересного и нового. Эти прогулки я использую, в частности, для развития речи у детей», – продолжает Светлана, проходя мимо конного театра, где для детей периодически устраивают театрализованные конные представления.
Она добавила, что лошади хорошо считывают человеческие эмоции и подыгрывают всаднику. Лошади чувствуют, что на них сел особый ребенок. В таком случае они ведут себя очень корректно. Есть дети, которые на коляске с трудом перемещаются, а на лошади чувствуют себя, что называется «в седле».
Если ребенок какое-то время успешно занимается и здоровье позволяет, следующий этап адаптивной верховой езды – оздоровительная верховая езда, где учат азам управления лошадью. Сам факт того, что дети могут управлять большим животным, вселяет в них уверенность.
Светлана обратила внимание, что далеко не любое занятие на лошади можно назвать иппотерапией, да и не все лошади подходят для таких занятий.
«Ребенок рад, что едет на таком большом животном, что оно его слушается, он может с ним общаться. Даже дети с тяжелыми заболеваниями чувствуют живой отклик. Это важная, психоэмоциональная сторона иппотерапии. Лошадь дает огромный заряд положительной психоэмоциональной энергии», – добавляет Светлана Лытко.
Кстати, символично, что гостей Новополья встречает и провожает возвышающаяся на холме небольшая часовенка в честь святых Петра и Февронии, являющихся образцом христианского супружества и верности. Под иконой изречение: «Без любви все – ничто».