Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Место заводов в Петербурге занимает жилье

В городе осталось еще 50 крупных промзон, где в будущем могут появиться дома
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Приспособление городских промышленных территорий длится почти два десятилетия. Пока строителям удалось освоить немногим меньше трети промышленных зон. «Петербургский дневник» выяснил, где в ближайшие годы жилье заменит индустриальную недвижимость.

В Петербурге застройка промзон жильем стартовала в начале 2000-х годов. Тогда правительством города была принята программа по выводу промышленных предприятий из центра города. Если опустить детали, смысл заключался в том, что предприятие продавало свой участок, а на вырученные средства должно было перебазироваться в другое место. Часть заводов действительно перебиралась, большая – обанкротилась и закрылась.

В 2018 году Смольный отказался от этой программы и разработал меры поддержки предприятиям, которые предоставляли свои свободные территории другим инновационным компаниям. Как сообщили в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, в настоящее время в городе насчитывается свыше 50 крупных производственных зон, рассредоточенных практически по всем районам города, общей площадью 15 633 гектара.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА

«Потенциал редевелопмента в городе огромен, в бывших промзонах можно построить порядка 15 миллионов квадратных метров жилья», – говорит директор по маркетингу одной из строительных компаний Никита Пальянов.

Сейчас приспособление промзон под строительство жилья наиболее заметно в Приморском, Московском, Невском, Выборгском и Адмиралтейском районах. Чем ближе промзона к главным транспортным магистралям или престижным районам города, тем быстрее она застраивается. Объясняется это тем, что спрос на жилье в таких местах значительно выше, а значит, квадратные метры продаются быстрее и дороже.

С учетом того, что в историческом центре Петербурга и прилегающих к нему районах есть дефицит свободной земли под застройку, а бывшие промышленные территории расположены в привлекательных местах, такие участки весьма интересны и для девелоперов.

Как пример – промышленные территории у станции метро «Фрунзенская» по обе стороны от Московского проспекта уже практически полностью застроены жильем. Петровский остров – некогда большая ремонтная база – уже не имеет свободных участков. Застраиваются территории около Лермонтовского проспекта, 11-й и 12-й Красноармейских улиц, у Лиговского проспекта, окружение у площади Московских ворот, 24-я и Косая линии, Уральская улица на Васильевском острове. Превратились в огромную стройку Кантемировская и Торжковская улицы, участок между Большим Сампсониевским проспектом и Ушаковской набережной. В районе Левашовского проспекта, набережной Адмирала Лазарева, Колтовской улицы строительство идет уже более десяти лет. По разным оценкам, под строительство жилья используется около 1,2 тысячи гектар бывших промзон, и это только немногим меньше трети от всего «серого пояса» Петербурга.

ОЛИМП ДЛЯ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА

В ближайшие годы башенные краны появятся на Рижском проспекте, 26. Здесь в границах Рижского проспекта, Курляндской улицы, переулков Лодыгина и Ревельского планируется построить жилой комплекс площадью 48 тысяч квадратных метров.

В июле Российский аукционный дом объявил торги по продаже зданий в промзоне в Кронштадте на Макаровской улице. Предполагается, что девелоперы купят сразу семь производственно-складских зданий общей площадью 13,8 тысячи квадратных метров, расположенных на участке площадью 3,4 гектара.

На месте бывшего предприятия «Городской ремонтно-строительный трест №1» на Уральской улице начнется строительство жилого комплекса площадью площадью более 50 тысяч квадратных метров. Под строительство попадет участок площадью 3,85 гектара.

Новое строительство на Васильевском острове развернется и вблизи Горного университета и места стоянки ледокола «Красин», здесь будет возведен жилой комплекс премиального класса. Стоит сказать, что в этой части города готовятся к освоению промышленные территории рядом с будущей станцией метро «Горный институт» и «Севкабель Портом».

Весной один из крупных строительных холдингов приобрел комплекс зданий трикотажной фабрики «Красное знамя» на Петроградской стороне. Территория площадью в 3,6 гектара между улицами Пионерской и Большой Разночинной будет использована как для нового строительства, так и для реконструкции старых зданий под двухуровневые лофты.

Не за горами и редевелопмент территории завода «Ливиз» на Синопской набережной. Редевелопмента ожидают не только промзоны, но и другие объекты. Например, одна из крупных городских строительных компаний приобрела здание ЛДМ и уже заявила о готовности снести советскую постройку. Готовятся к сносу и павильоны «Ленэкспо». Как и везде, здесь будет жилье.

У застройщиков давно чешутся руки вовлечь в оборот территории и других промпредприятий. Однако это сопряжено с большими расходами. Так, в этом списке территория «Силовых машин» вдоль Свердловской набережной однозначно подошла бы под застройку недвижимостью высокого класса. Можно вспомнить и о недавней инициативе рассмотреть возможность переноса Санкт-Петербургского порта.

«Сделки с действующими предприятиями – это скорее исключение, чаще имеет место ситуация, когда предприятие уже не функционирует, а помещения на его территории сдаются в субаренду», – говорит Никита Пальянов.

СЛОВА ЭКСПЕРТА

Интерес к жилью, возведенному на некогда промышленных территориях, достаточно высок. «Очевидно, жить «ближе к цивилизации» гораздо лучше и приятнее, чем на окраинах города – в «человейниках». Мне известны случаи, когда люди продали двухкомнатную квартиру на периферии, добавили денег и перебрались в меньшие квартиры, но расположенные ближе к центру», – говорит урбанист Борис Юшенков.

При этом людей не пугает, что некоторое время придется жить или на стройке – если застраиваемая промзона, или поблизости с индустриальными постройками советского времени. «Очевидно, что рано или поздно все изменится. Единственное, что может настораживать, так это экологический аспект. По закону, девелопер должен снимать несколько метров грунта, если раньше здесь было вредное производство. Мне сложно сказать, что делается за забором. Хочется надеяться, что проверяющие органы тщательно следят за этим», – добавляет Борис Юшенков.