Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Юлия Смирнова: «Цифровизация – это не тренд, а объективная реальность»

Со дня образования Комитета по информатизации и связи исполнилось двадцать лет. О том, какие задачи стоят перед ведомством сейчас, в своем первом большом интервью в новой должности рассказала председатель комитета Юлия Смирнова
Фото: Предоставлено Комитетом по информатизации и связи

– Юлия Леонидовна, как вы оцениваете уровень цифровизации в Петербурге? Где, на ваш взгляд, основные пробелы? В чем наш город, наоборот, впереди?

– Петербург является регионом-лидером России во многих сферах цифровой трансформации – здравоохранении, социальной сфере, ЖКХ. Полезные и доступные цифровые решения для горожан и органов власти у нас внедряются и активно используются уже сейчас, а в некоторых случаях именно Петербург задает тренды в стране.

Например, аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» в том виде, в котором он реализован в Петербурге, не реализован больше нигде. Сейчас АПК «Безопасный город» – это одна большая мегасистема, в которую входят 12 различных информационных систем, отвечающих за безопасность в городе. В том числе это городская система видеонаблюдения, система мониторинга безопасности социальных объектов, система «112».

– Один из национальных проектов называется «Цифровая экономика». Какую вообще роль должно играть государство в этом процессе?

– Все поставленные президентом Владимиром Путиным задачи по цифровой трансформации России требуют прорывных подходов. В этом смысле цифровизация не тренд, а объективная реальность, в которой мы живем. Гражданин, по сути, сам становится «цифровым», его потребности к новым доступным и продвинутым сервисам растут, он самостоятельно формирует личное цифровое пространство.

Государству для гражданина уже недостаточно внедрить новые технологии. Требуется глубокое преобразование продуктов и услуг, структур и стратегий развития различных сфер жизни страны, формирование новой образовательной среды и внутрикомандной культуры.

Цифровая трансформация – процесс, в котором мы живем, наблюдая за кардинальными изменениями в мире. Чтобы соответствовать ритму жизни и становиться лидером качественных изменений в новой реальности, наша страна должна быть в центре цифровых событий. А это невозможно без создания динамично развивающейся цифровой версии современного государства.

– Как в комитете отметили 20-летие? Какое главное достижение выделили бы за прошедшие 20 лет?

– Очень многое мы в Петербурге создавали в принципе с нуля: городскую систему видеонаблюдения, службу экстренных вызовов «112», портал «Наш Санкт-Петербург» и службу «004», аналогов которой до сих пор нет больше ни в одном из регионов. Главное наше достижение – мы смогли объединить большинство ранее разрозненных информационных систем в одну, и все наши дальнейшие проекты мы строим исходя уже из этой концепции.

– Насколько работу комитета изменила пандемия COVID-19?

– Мы оперативно переориентировались на решение задач, связанных с противодействием коронавирусной инфекции. По нашим оценкам, в пиковые периоды самоизоляции до 70 процентов работников исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Петербурга осуществляли свои должностные обязанности в режиме «удаленки»: на рабочие места выходили те сотрудники, чьи задачи связаны с функционированием систем, не предполагающих доступ извне.

По данным Комитета государственной службы и кадровой политики, численность сотрудников ИОГВ в нашем городе на тот момент (в марте 2020 года) составляла порядка 12 тысяч человек. Нам нужно было не только обеспечить доступ к государственным информационным системам (ГИС) для такого масштабного количества пользователей, но и сделать так, чтобы любой сотрудник мог из дома использовать те же ГИС, что и с рабочего места, с соблюдением всех требований информационной безопасности.

Мы прекрасно понимаем, что технологические инновации невозможно реализовать эффективно в отрыве от всех остальных задач обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений, а также без создания единой интегрированной информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры.

В нашем случае это Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС), которая непрерывно развивается в нашем городе, охватывая его целиком, и является надежным фундаментом для цифровой экономики.

ЕМТС обеспечивает высокий уровень защиты данных, которыми обмениваются городские и федеральные информационные системы, а благодаря своим техническим свойствам является прочной основой для реализации городских программ, направленных на создание комфортной и безопасной среды для жителей нашего города.

На базе ресурсов ЕМТС в Петербурге обеспечено функционирование всех государственных информационных систем.

– Для обеспечения информационной поддержки горожан по вопросам коронавируса весной 2020 года в Петербурге была запущена Единая региональная информационно-справочная служба «122». Расскажите о ней.

– Необходимо отметить, что Петербург стал первым субъектом РФ, который создал службу «122», согласовав с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ использование короткого номера 122. А в настоящее время этот номер стал общим для всех регионов России.

При этом важной темой, требующей активных мер реагирования, для Петербурга стал вопрос доступности медицинской помощи для граждан. В Петербурге вызов врача на дом осуществляется исключительно через службу «122». Кроме того, оформлять заявки на вызов врача помогает искусственный интеллект – голосовой помощник Виктория. Применение роботизированного решения помогает осуществлять одновременный прием более 400 вызовов, что полностью исключает ожидание на линии до соединения даже в периоды пиковой нагрузки. В среднем с помощью виртуального ассистента оформляется порядка 80-90 процентов заявок в день.

Единая региональная информационно-справочная служба «122» стала лауреатом премии «Народное признание» в номинации «Сервисы в период пандемии» Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT».

– Еще одна сфера, которая испытала серьезное влияние пандемии, – это образование. Больше полумиллиарда рублей на три года работ выделяет контракт «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга». В чем смысл этого проекта?

– Это сложный городской проект, который поэтапно внедряется в районах Петербурга.

В школах города устанавливаются турникеты и системы оплаты питания. В режиме реального времени на портале «Петербургское образование» мы обеспечиваем передачу в личные кабинеты родителей информации о времени прихода ребенка в школу, о его рационе питания. Также внедрение проекта позволяет родителю ставить ограничения на покупку продуктов, содержащих аллергены, ограничивать покупку буфетной продукции.

Проект уже меняет город: родители узнают о ребенке все в личных кабинетах, детям не нужно носить с собой деньги, что важно также с учетом эпидемиологической обстановки, органы власти знают, сколько детей находится в здании школы.

В стоимость проекта входит как стоимость самих систем, технических средств, так и их обслуживание, замена самих турникетов и терминалов в случае поломки, настройка и обновление программного обеспечения.

При этом школа только подает заявку в службу технической поддержки проекта – и дальше обо всем заботится подрядчик.

Для родителей действует многоканальный телефон горячей линии.

– Не за горами нулевые чтения бюджета. Что комитет будет запрашивать на следующий год? Какие проекты в приоритете?

– Кроме цифровых проектов в чистом виде мы продолжим развивать весь блок общественной безопасности. Это и городская система видеонаблюдения, система фиксации нарушений правил дорожного движения, ряд других проектов.

В частности, запланировано увеличение количества городских камер до 100 тысяч и увеличение количества камер с функционалом видеоидентификации лиц. Мы планируем внедрять в городских камерах функционал ситуационной аналитики, что позволит автоматизировать процесс подсчета людей, обнаружения бесхозных предметов, появления людей на закрытых территориях и иные процессы. Это даст возможность сократить временные затраты на их выявление и последующее реагирование.

Также мы хотим активнее использовать большие данные, на основе их анализа будут формироваться предложения по размещению дополнительных городских камер с обзором актуальных мест массового пребывания людей и предложения по закрытию слепых зон городской системы видеонаблюдения.

– В следующем году город ждет транспортная реформа. Все ли готово к ней со стороны информационных технологий?

– Транспортная реформа – это отраслевая сфера Комитета по транспорту. Это комплексный подход к изменениям в части улучшения работы общественного транспорта Северной столицы, и состоит он не только из IT-процессов. В свою очередь Комитет по информатизации и связи осуществляет всестороннюю экспертную поддержку Комитета по транспорту в части выбора высоких технологических решений для проведения транспортной реформы.

На заметку

В 2014-2021 годах Юлия Смирнова работала в администрации президента Российской Федерации. Кандидат физико-математических наук. Государственный советник Российской Федерации 2-го класса.

Юлия Смирнова возглавляет Комитет по информатизации и связи с марта 2021 года.

Закрыть