
Новгородская область: по следам вечевого колокола

Вольный дух
Новгород стал одной из первых республик средневековой Европы. Конечно, когда-то и здесь был свой князь. Но в 1136 году князь Всеволод Мстиславич бежал с поля сражения, бросив свою дружину и опозорив себя. Новгородцы его изгнали. Управление городом взяло на себя народное вече – народное собрание.
Собиралось вече отнюдь не в кремле. А на другом берегу Волхова – на Торговой стороне, где располагался деловой центр. На этом месте когда-то стояла резиденция Ярослава Мудрого, поэтому Торг также называют Ярославовым дворищем.
Про Софийский собор в Новгородском кремле знают все, но на Торгу возведены не менее почитаемые храмы. Самый знаменитый из них – Никольский собор. Он немногим младше Софийского собора, был завершен в год изгнания князя Всеволода Мстиславича, может, поэтому и стал местом проведения вече.
Торг не кремль, тут каждый метр был в цене. От Волхова тянулись торговые ряды – их было 42. Каждый отводился под конкретный товар, названия говорили сами за себя: кафтанный, хлебный, мыльный, рыбный и другие. На Торг приезжали купцы со всего света, привозили свой товар, в России закупали воск, мед, меха, кожу, моржовый клык.
Сразу за рядами стояли купеческие дома и храмы – целых семь. Территория этой площадки едва ли больше футбольного поля. Сколько в такой тесноте могло собраться народу на вече? Историки все больше склоняются к тому, что судьбу города от имени большинства вершила избранная элита граждан.
Новгород был сказочно богат. Своим богатством был обязан торговле. Купцы и бояре понимали, что любые войны мешают их бизнесу. Когда республике грозили враги, они предпочитали откупаться вместо того, чтобы поднимать народ и с мечом отстаивать свою землю. И такая политика неминуемо привела к беде.
Вольности Новгорода закончились в XV веке, когда московский князь Иван III начал объединять русские земли. Он потребовал признания своей власти. Городской знати это не понравилось. Новгородцы начали искать союз с литовским князем, давним противником Москвы. Иван III обвинил новгородцев в предательстве и захватил гордый город. Многие бояре были казнены, другие отправлены ссылку. На их место Иван III посадил верных ему московских служилых людей.
Но Москве еще долго не удавалось полностью избавиться от вольного духа республики. В январе 1570 году мнительный Иван Грозный заподозрил, что в Новгороде зреет какая-то интрига против его власти. Со своими опричниками он напал на город и учинил расправу над жителями. По свидетельствам очевидцев, лед на Волхове стал алым от крови.
Монумент Тысячелетию России установлен в Новгородском кремле в 1862 году в честь 1000-летия призвания варягов на Русь. Легендарный Рюрик, считающийся к тому же основателем Новгорода, – один из главных героев памятника. Всего в бронзе запечатлены 128, по сути, самых знаменитых россиян – это государственные мужи, полководцы, духовные лидеры, представители искусства. Нет только одной фигуры – первого русского царя Ивана Грозного. Новгород не простил царю расправы.

По музею на дрезине
На дрезине ездить – очень необычное занятие. Только ты, твои спутники да дорога. По сторонам проносятся лес, высокая трава, заброшенные дома. Скорость на мотодрезинах можно развивать до 80 километров в час. Но далеко не везде. Узкоколейка в поселке Тесово-Нетыльский в Новгородской области уже порядком поизносилась, имеет множество стыков и искривлений. Она ведет к старому месторождению торфа.
Во время блокады торфяные разработки под Ленинградом стали местом ожесточенных боев. После войны использовать их больше было невозможно. И тогда новгородские месторождения стали поставлять сырье для ленинградских ТЭЦ-5 «Красный Октябрь», ТЭЦ-8 в Кировске, ТЭЦ на Броневой и других.
Добыча росла, расширялся рабочий поселок. Но однажды электростанции перешли на газ, месторождение оказалось ненужным. А вместе ним и вся техническая оснащенность. В том числе узкоколейная железная дорога. Ее хотели разобрать. Но узкоколейку спасли энтузиасты из Петербурга, открыв здесь музей железнодорожного транспорта.
Очень трогательная история: одному из основателей – Алексею Помигуеву любовь к железной дороге привила бабушка, которая комсомолкой строила Малую железную дорогу в Ленинграде. На этой дороге занимался и сам Леша, потом он окончил Петербургский государственный университет путей сообщения, теперь работает на «взрослой» железной дороге. А в свободное время в Новгородской глубинке занимается возрождением подвижного состава узкоколейных дорог. Он подчеркивает: музей в Тесово – не сборище ржавых паровозов. Тут каждый экспонат восстановлен и все машины действующие. Некоторые вагоны и локомотивы искали не только по всей России, но даже за рубежом. Какую-то технику перевезли из Румынии и Болгарии, где также были развиты узкоколейные дороги. О каждом экспонате в музее расскажут немало интересного.
В музее проводится множество мероприятий, фестивали раритетной техники. Во время одного из них организуют даже гонки на ретротракторах – и в этом хобби есть свои фанаты. Ну а покататься на дрезинах может, конечно, каждый.
Достоевский на водах
Одним из первых о России написал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах. В книге «Записки о Московских делах» он делится своими размышлениями: «Существуют различные мнения о том, от чего «Руссия» получила свое название». Одни думают, что она получила имя от некоего Руса, родственника одного из древних польских королей. Другие – что от старинного города Руса…
Теперь этот город называется Старая Русса. Он действительно один из старейших в нашей стране. Известность он получил благодаря добыче соли. Сегодня в городе воссоздана «изба рушанина», в которой туристам рассказывают и показывают процесс добычи соли в древности.
История с солью получила продолжение в 1828 году. На целебных источниках открыли первый российский курорт, действующий до сих пор. Именно курорту Старая Русса обязана тем, что здесь в течение восьми лет все лето проводил Федор Достоевский с семьей.
Ночью Достоевский работал, днем воспитывал детей и играл с ними на веранде. В гости к Достоевскому приходили рушанский журналист, священник, новгородский купец. Пили чай, ели сладости, до которых Федор Михайлович был особенно охоч. Во дворе держали корову, а в прихожей были цилиндр и белые перчатки хозяина.
В Старой Руссе написаны романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», Пушкинская речь, статьи для «Дневника писателя». В этом городе жили его герои, речью местных обитателей говорили его страницы, красоты этих мест описаны и прославлены.
Зачем звенит колокольчик
Валдайский национальный парк – место притяжения любителей природы. Для них организованы несколько тематических экологических троп, путешествуя по которым не только наслаждаешься чистейшим воздухом, но и наблюдаешь за представителями местной фауны, любуешься редкими растениями. Самый короткий маршрут имеет протяженность около 2 километров и рассчитан на полуторачасовую прогулку. А Большая валдайская тропа – это экспедиция для бывалых туристов. На эту тропу нужно отправляться с палатками и котелками с запасом тушенки. Его длина 59 километров и рассчитан он дней на пять.
Город Валдай расположен на Валдайской возвышенности на середине пути между Петербургом и Москвой. Тут даже есть шутливый памятник: налево – царство бордюра, направо – поребрика.
Имя месту якобы дал некий кузнец Валдай, колокольных дел мастер. Да, Валдай всегда славился своими колоколами, но не большими, а напротив, маленькими.
Концом Новгородской республики принято считать январь 1478 года, когда в Москву по приказу Ивана III в качестве трофея был отправлен вечевой колокол, собиравший народ на общий сход. Но колокол до Москвы так и не доехал… Согласно легенде, мятежный колокол разбился на маленькие осколки под Валдаем. Эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть, напоминая о свободе и независимости.
Валдай стал родиной колокольчиков не случайно. Московско-Петербургский тракт - главная дорога России, здесь всегда было интенсивное движение. И кто-то же придумал прикрепить под дугой русской конской тройки колокольчик. И это новшество быстро прижилось. Валдайский колокольчик отпугивал диких зверей ночью, оповещал о прибытии гостей, а его веселый звон коротал монотонность пути.
Валдай стал первым центром по литью ямщицких колокольчиков со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. В городе работает музей колоколов. А в подтверждение неугасающего мастерства валдайских кузнецов на центральной улице Валдая установлена самая большая подкова в России – высотой 585 сантиметров и шириной 574 сантиметра. Ах, где найти коня-богатыря для этой подковы!
Экспедиция «Петербургского дневника» в качестве «бусины» для «Серебряного ожерелья» привезла из Новгородской области валдайский колокольчик.