Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Банк России предложил «вторую руку» для защиты от мошенников

Речь идет о сервисе дополнительного контроля денежных операций

Центробанк подсчитал, что потери россиян от действий кибермошенников в первом квартале 2021 года составили почти 2,9 миллиарда рублей, что примерно в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Настало время действовать. В том числе и с помощью новых сервисов. В данном случае речь идет о том, что у человека появится некий «помощник», то есть физическое лицо, которое будет получать уведомления о планируемых операциях с использованием цифровых каналов и сможет подтверждать или отклонять их. Если он заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции. «Инициировать подключение сервиса может только сам клиент, а при получении запроса на отключение такой услуги банкам рекомендуется проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества», – сказано на официальном портале ведомства.

ЕСТЬ СОМНЕНИЯ

Далеко не все уверены, что внедрение «второй руки» облегчит жизнь старшего поколения, особенно когда дело касается родственников.

«Центробанк слишком хорошо думает о наследниках, которые могут встать «второй рукой». К сожалению, это далеко не всегда так. Зачастую наследники как раз и облапошивают своих старших родственников. Сколько раз ко мне обращались с такими ситуациями и не сосчитать. Скажем, пишут дарственную на квартиру. Документы оформляются, а потом приходит и жалуется – дочь из дома выгоняет, – сказал председатель совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Василий Волобуев. – Эта инициатива может быть использована во вред. Старшему поколению лучше не влезать ни в какие авантюрные дела».

По мнению адвоката Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Владислава Галушко, инициатива призвана помочь избежать обмана со стороны мошенников, но есть одно но.

«Если это будет внедрено, появляется риск, что держатель средств попадает в некоторую зависимость от волеизъявления второго человека. Важно, чтобы тот, кто назначает доверенное лицо, в любой момент мог отозвать такую доверенность», – поделился мнением адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Владислав Галушко.

БАНКИ ГОТОВЫ

«Технически у кредитно-финансовых организаций есть все для внедрения такого рода инноваций. И такая мера действительно поможет защитить пожилых людей от мошенников, которые действуют дистанционно. Однако при запуске такого механизма необходимо предусмотреть и способы защиты пожилых людей от мошенников, которые втираются в доверие, лично общаясь со своими жертвами и пытаясь войти в их ближний круг. С тем чтобы они своими действиями не дискредитировали столь полезный сервис «второй руки», – отметил пресс-секретарь банка «Открытие» по Северо-Западному федеральному округу Иван Макаров.

По оценкам банкиров, иногда им приходится сталкиваться с ситуациями, когда клиент, обратившийся в офис, явно находится под влиянием мошенников. Сотрудники банка, как правило, пытаются убедить такого человека, что не нужно снимать деньги со счета и выполнять сомнительные операции, переводить средства на какие-то подозрительные счета. Но клиент просто никому не верит, потому что мошенник уже наговорил ему разных историй о якобы сообщниках мошенников в банке, которые будут отговаривать его от «срочного спасения денег».

В итоге человек, особенно пожилой, легковнушаемый, действует по полученной от «доброжелателя» инструкции, игнорируя и голос собственного разума, и предостережения работников банка.

По словам Ивана Макарова, отдельного внимания заслуживает тема с оформлением доверенностей. Известно немало случаев, когда мошенники втирались в доверие к одиноким пожилым людям, которые выписывали такие доверенности и в итоге оставались без сбережений.

Закрыть