Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Аквабайкеры покидают центр Петербурга

Правительство города планирует запретить передвижение на водных мотоциклах в акватории исторического центра. В управлении транспортной полиции «Петербургскому дневнику» рассказали, какие нарушения чаще всего допускают аквабайкеры

Акватория исторического центра – это пространство между Литейным, Сампсониевским, Тучковым и Благовещенским мостами. Проект правительственного постановления уже готов. Если его утвердят, гидроциклистам останется Финский залив и часть Малой и Средней Невки. В Фонтанку, Мойку и канал Грибоедова им запретили заход уже давно. Иногда делают исключение ради традиционных парадов водных мотоциклов, и тогда те собираются сотнями.

Легальных нет?

В Петербурге есть несколько компаний, выдающих гидроциклы напрокат. Стоит аренда около 4 тысяч рублей за 45 минут, сюда же входит 15-минутный инструктаж. Далее клиент оставляет залог и катается без сопровождения.

Все прокатные конторы, с которыми довелось пообщаться «Петербургскому дневнику», уверяют, что их гидроциклы ни разу не попадали в аварии. Клиенты знают: за это положены строгие санкции. Впрочем, бизнес этот, несмотря на активную рекламу, старается держаться в тени.

«Петербургский дневник» поговорил с владельцем бизнеса по сдаче в аренду маломерных катеров (мощностью до 10 лошадиных сил, весом до 200 килограммов), который представился как Юрий Гагарин. Он отметил, что на катерах люди попадают в неприятности гораздо чаще, чем на водных мотоциклах, хотя бы потому, что последние более маневренные.

«Конечно, запретить всегда проще, хотя вполне можно собрать полицейский отряд, который следил бы за порядком на водах. На улицах ведь патрулируют полицейские на мотоциклах, а купить для города несколько гидроциклов получилось бы ненамного дороже, – поделился своим мнением наш собеседник. – У меня самого гидроцикл, но я свой в прокат не сдаю. В малые реки не выхожу, нам еще десять лет назад сказали, что волна, которую мы поднимаем, разбивает набережные. Но Неву зачем запрещать?»

Гидроциклист Андрей Ващенко уточнил, что легальных прокатов в Петербурге нет в принципе.

«По закону гидроциклом должен управлять человек, имеющий права на него и умеющий им управлять. Несущий ответственность. Если уж прокатные лодки «убивают» те, кто не умеет ими пользоваться, то что говорить о гидроциклах. Вопрос сложный, правильный и требующий решения», – сказал Андрей Ващенко.

140 нарушений

К тем, кто катается без прав, в городе применяют меры.

Управление на транспорте МВД России по СЗФО поделилось с «Петербургским дневником» статистикой: в 2021 году за нарушения правил оштрафованы 140 гидроциклистов, в том числе 50 тех, кто передвигался на прокатном средстве. Если считать всех, вместе с «капитанами» маломерных катеров и лодок, то получится уже 454 нарушителя.

«Наиболее распространенные нарушения правил – это «капитан» без прав либо судно без документов, – рассказали в управлении. – Таких нарушителей с начала сезона было 82 и 18 соответственно. В 11 случаях права у судоводителя были, но не при себе, а это тоже считается нарушением. 22 раза ловили тех, кто нарушал правила пользования водными объектами (заходили в запрещенные для них реки и каналы. – Ред.), и 5 раз – за управление судном, не прошедшим технический осмотр или не имеющим бортовых номеров. Чаще всего нарушителей ловили в Большой Неве и Малой Невке и в акватории Большого порта».

Нужны перекрытия

В этом году в Петербурге было несколько происшествий с гидроциклами. Так, недавно на Малой Невке молодой человек на прокатном гидроцикле «уронил» в воду свою подругу, а потом и себя. Девушка получила черепно-мозговую травму.

«Если вести борьбу с нарушителями, то надо перекрывать места, где они швартуются. Я предлагал делать так: фиксировать нарушения в местах, где они чаще всего случаются, например на Фонтанке, передавать по рации, куда потом отправился нарушитель, а уже там, на базе, его бы встречали тепленького», – поделился своим взглядом на проблему экс-начальник Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Максим Капитонов.

ФАКТ

400 гидроциклов зарегистрировано в Петербурге. Об этом «ПД» сообщили в Государственной инспекции по маломерным судам.

150 километров в час – скорость, до которой может разогнаться гидроцикл. Катера передвигаются значительно медленнее – со скоростью до 60-70 километров в час.

На заметку

Как заявила пресс-секретарь Комитета по транспорту Юлия Мелейко, обязательная антикоррупционная экспертиза постановления Смольного завершилась в срок. Далее, в соответствии с регламентом правительства, с проектом постановления должны ознакомиться все профильные комитеты. Это потребует еще нескольких недель, и лишь затем постановление может быть подписано.

«Весьма вероятно, что в этом сезоне оно не успеет вступить в силу», – прокомментировали в Комитете по транспорту.