Как петербуржец купил «Харлей» за 25 рублей и открыл свой музей мотораритетов

В типовом двухэтажном здании на проспекте Ветеранов, 53/56, находится музей истории мотоциклов «Мотораритет». Проходя мимо, можно и не заметить: вход со двора, вывеска неприметна. Однако внутри на площади размером чуть больше хоккейной площадки собрано более 50 уникальных мотоциклов и множество других артефактов, связанных с развитием мотодвижения.
HARLEY ЗА 25 РУБЛЕЙ
Музей работает при подростково-молодежном центре «Кировский». Его создатель – эксперт Министерства культуры России по мотоистории Семен Трофимов. Вот уже более 40 лет он разыскивает экспонаты для своей коллекции.
«В 80-е годы все хотели собрать себе супертачку, – вспоминает он. – По тем временам это был «Урал» без коляски. Но заполучить его было непросто. А я как-то приехал в Сланцы, там у одной старушки в гараже стояли два с половиной настоящих «Харлея», оставшихся от деда. Она говорит: «Хочу выбросить, но мужики водку требуют за работу». Я ей: «Давайте мы бесплатно заберем». Бабулька сразу: «А денежек каких-нибудь мне дадите?» Сторговались на 25 рублей. Так я стал обладателем «Харлея» военной модели WLA-42», – рассказал Семен Трофимов.
Сегодня этот мотоцикл тоже стоит среди своих собратьев в музее.

ВИДЕЛИ ЦАРЯ
Трофимов об истории мотоциклов знает все. И рассказывает сочно, ты как будто сам видишь, как в 1885 году немецкие инженеры Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах придумывают бензиновый карбюраторный двигатель. Как в том же году устанавливают такой движок на деревянный велосипед, после чего мотоцикл развивает «сумасшедшую» скорость – сразу 12 км\ч. Как спустя еще 10 лет они запускают серийный выпуск мотоциклов.
Сейчас на полу музея, его стенах и даже потолке, всюду мотоциклы. Дореволюционные байки выглядят довольно забавно, ведь тогда инженеры только начинали искать идеальные решения.
«Каждый из этих мотоциклов видел когда-то царя-батюшку. На заре своего появления мотоциклы были ультрасовременной передовой техникой. На мотоциклистов смотрели так, как сейчас смотрят, скажем, на владельцев вертолетов», – улыбается Трофимов.
Например, американский «Indian» 1915 года выпуска поставлялся для нужд российской армии. Впрочем, его можно было купить для личного пользования в Петербурге в торговом доме «Победа». Рядом с ним стоит «Wanderer» 1913 года выпуска. Оба этих мотоцикла принимали участие в Первой мировой войне на стороне Российской империи. К слову, когда Германия проиграла войну, ей было запрещено иметь свои танки, самолеты, одним из условий также было уничтожение мотоциклетной техники как эффективного средства ведения боя.
Самый старый мотоцикл в коллекции – немецкий «NSU» 1903 года.
А недалеко от него под потолком парит «Харлей» 1915 года с деревянными и бронзовыми вставками. Этот байк – настоящая звезда. Он снимался в двух художественных фильмах – «Батальон» и «Матильда».
НЕПРОСТОЙ СТАРТ
Необычных байков в коллекции Трофимова хватает. Например, особенность красного Royal Enfield в том, что этот мотоцикл заводится специальной ручкой. Трофимов говорит, что для мотоциклов начала века более характерным все же оставалась педаль.
Отдельное место в коллекции занимают два мотоцикла «Индиана» 1925 года выпуска. Внешне они выглядят как вполне современные мотоциклы, к тому же они до сих пор на ходу. Эти «Индианы» привезли в СССР американские циркачи. Но не все прошло гладко, их обвинили в шпионаже, труппа спешно покинула страну, бросив свое имущество. Так мотоциклы попали в советский цирк.
«Знаменитая семья ленинградских циркачей по фамилии Урядовы создали аттракцион «Гонки по вертикальной стене» и использовали эти «Индианы» в своих выступлениях. Я купил у Александра Урядова два из них, а он мне еще подарил мотоциклы «Красный Октябрь», которые использовались в номере позднее. Это, к слову, первые советские мотоциклы», – говорит Трофимов.

О, СПОРТ
В музее есть и большой раздел, посвященный советскому мотоспорту. Среди байков самых невероятных конструкций стоит форма советского мотогонщика. Куртка и штаны из толстой кожи с усилением на плечах и локтях. Шлем и маска с «усами». На самом деле это никакие не усы, а полоска меха, которая не пускает влагу от дыхания, чтобы стекла не запотели.
Для разных видов мотоспорта мотоциклы значительно дорабатывались. Так, для мотокросса у мотоцикла сделан большой ход подвески, покрышки с грунтозацепами. Для шоссейно-кольцевых гонок создали маленькие мотоциклы, где гонщик прячется за небольшим обтекателем, двигатель для этого вида спорта особый, он способен длительное время работать на высоких оборотах. Для соревнований по спидвею на льду у мотоцикла нет тормозов, а двигатель работает на спирту.
Владелец музея говорит, что, когда после развала СССР границы открыли, появилась возможность купить мощные зарубежные модели мотоциклов. Однако остро стоял вопрос цены, реально купить мотоцикл было практически невозможно. Поэтому многие начали собирать мотоциклы сами. Результат одного такого проекта представлен в музее – огромный чоппер-самоделка с двигателем от «Запорожца».
КСТАТИ
Музей состоит из пяти экспозиций: дореволюционные мотоциклы, довоенные мотоциклы представлены цирковыми мотоциклами первого в СССР номера «Гонки по вертикальной стене», мотоциклы времен Второй мировой войны, советский мотоспорт и раздел, посвященный развитию байкерского движения в России.
ВАЖНО
Планируется, что в будущем на площадке Мотоцентра на Рощинской улице откроется филиал музея, куда переедет часть экспозиции. Сейчас посещение музея бесплатно по предварительной записи.