Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

«Ну вы же понимаете»: эксперты озвучили вопросы к выборам в Госдуму

Интерес людей к политике растет, а вот до избирательных участков дойти собираются не все
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

До выборов осталось чуть больше месяца. И за это время политикам, их консультантам, технологам предстоит сформулировать внятные ответы на прагматичный вопрос: «Зачем нужна Дума». Так считает президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов.

Вопросы без ответов

«Избиратель прекрасно знает, для чего нужен президент. Избиратель знает, зачем нужен губернатор. Как-то они относятся к депутатам, которые работают. А вот роль Государственной думы в его жизни все меньше понятна», – оценил Куртов на кругом столе Экспертного клуба в Доме журналиста.

Состояние в обществе в преддверии выборов он охарактеризовал словом «неопределенность». И она, по его оценке, многогранная: не только избиратели не понимают, но и сами политические силы не договаривают.

«У всех есть ощущение, что эти выборы очень важны. Все друг другу подмигивают и говорят: «Ну вы же понимаете – это репетиция», – заметил Куртов. – А репетиция чего? Выборов президента 2024 года? А что там будет? Будет ли президент избираться еще раз или что-то другое будет? Никто же этого не знает. В ответ лишь только заговорщически подмигивают и говорят: «Ну вы же понимаете...».

Приближение выборов, по оценке участников круглого стола, не особо заметно и на улицах Петербурга. Билборды с политиками и кандидатами висят, но это привычно. К тому же некоторые из этих билбордов размещены в округах, от которых эти политики уже не идут.

Политический психолог Александр Ершов рассказал и вовсе о плакате на остановке в соседнем регионе, где лидер одной думской партии с невысоким рейтингом лестно отзывается о лидере другой, чей рейтинг выше.

«Я не знаю, фейк это, глупость или тонкий расчет. Мне непонятно, кто выгодоприобретатель? Третья сторона?», – задался вопросом он.

Политолог Юрий Светов рассказал, что в том же соседнем регионе видел плакат с названием партии и надписью под ней «будущее». Будущее партии или эта партия – будущее, также осталось известно только авторам.

Тенденции явки

Согласно социологическим данным, которые привел директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, количество людей, собирающихся принять участие в выборах, снижается, но при этом растет интерес людей к политике.

«У людей интерес есть, но он реализуется в другие формы: посидеть в телеграм-канале, последить, что в блогах пишут. А пойдут ли эти люди голосовать? Далеко не факт», – констатировал он.

Светов снижение потенциального числа посетителей на избирательных участках счел проявлением международной тенденции.

«Мы идем по тому же пути, что и другие демократические страны. Вспомните 1989 год. Активность была громадной во всех странах соцблока. А лет через десять поляки ужасались, что у них на некоторые выборы чуть ли не 10 процентов стало приходить. Сейчас мы себя ругаем, но в США даже на выборы президента 50 процентов не приходит», – заметил он.

Методом для повышения явки Светов счел внедрение электронного голосования, которое омолодит ряды избирателей за счет удобной технологии. Куртов выступил за стимуляцию голосования пряником или кнутом.

«Я за то, чтобы финансово стимулировать людей голосовать, либо наказывать. Даже если в списке нет никакого человека, за которого бы хотелось голосовать, ты приходишь, и у тебя появляется социальное и политическое понимание ситуации. Пусть человек даже испортил бюллетень, но он остался в социальном напряжении», – заключил он.

Обязательная явка, как заметил Светов, существует в Австралии, Бразилии, Аргентине, Сингапуре, Уругвае, Люксембурге и одном из регионов Италии.

«И кроме Сингапура 100-процентной явки в этих странах все равно нет. Люди согласны на штраф, лишь бы не идти на выборы», – констатировал он.

Выборы в Госдуму и ЗакС Петербурга состоятся с 17 по 19 сентября. Три дня они продлятся из-за санитарно-эпидемиологической обстановки. Официально агитационная кампания начнется за месяц до выборов. Политический психолог Александр Ершов полагает, что именно тогда жители и увидят «креатив» от кандидатов.