Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Проект «Хостел»: зачем четверых поселили в палатках в галерее в центре Петербурга

Незнакомцы получают опыт совместного проживания, а посетители гадают – это искусство или нет
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Всё ли, что попадает в выставочный контекст, является искусством? Этот вопрос решили задать авторы проекта «Хостел». Они поселили незнакомых ранее людей из разных регионов России, с разными профессиями и жизненным опытом в палатках, расположенных на территории галереи современного искусства Antonov Gallery.

В начале мая проект «Хостел» провел конкурс и выбрал четырех человек, готовых погрузиться в атмосферу совместного проживания в историческом центре Санкт-Петербурга. Результатами этого опыта участники и работники делятся на страницах @hostel_no_ hostel.

«Здесь живут четыре участника: Егор, Султанат, Александр и Владимир, их возраст от 20 до 74 лет. Всего было 100 заявок из разных городов, мы выбрали четверых, ребята приехали из Тамбова, Москвы, Рязани и Екатеринбурга, – рассказала одна из сотрудников «Хостела» Полина Егорушкина. – Все они искренне хотели побывать в Санкт-Петербурге, причем необычным способом, им реально нужна была эта поездка по разным причинам, и мы решили осуществить их мечту, то есть создать традицию полезных дел. А ещё мы не хотели, чтобы среди участников были художники, потому что художники любят привносить в проекты что-то из своей арт-практики».

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Более ста лет назад «шах» и «мат» искусству поставил Марсель Дюшан, который перевернул вверх ногами керамический писсуар и назвал арт-объект «Фонтан». Известный своим остроумием художник хотел избежать критики и в то же время занять человеческий разум соревнованием в философском остроумии. Так же, как и произведение Дюшана, инсталляция в самом центре Северной столицы фонтанирует загадками относительно природы творчества.

«Наш проект укладывается в концепцию полезных дел и лежит в плоскости концепции реляционной эстетики, которую впервые ввел в оборот Николя Буррио. У него есть программный документ, где он вывел теорию, что все художники построили всю свою практику на выстраивании социальных отношений внутри коллектива и арт-сообщества, – объясняет идею Наталья Тимофеева. – Одним из главных художников эстетики взаимоотношений является Гонзалес-Торрес, американский художник кубинского происхождения, который ушел из жизни из-за осложнений, вызванных СПИДом. В работах он много рефлексировал на тему своей болезни и смерти возлюбленного. Однажды он сделал инсталляцию из конфет, общий вес которых составлял вес тела партнера».

Таких художников довольно много в европейском контексте, но в России только начинают появляться творческие личности, которые работают в сфере коммуникации, взаимоотношений с людьми.

«Для нас важен не конечный результат, а процессуальная история, – рассказал один из работников «Хостела» Андрей Андреев. – Нам важно видеть, как всё развивается. Итог тут не важен, главное – это само взаимодействие между нами и участниками».

Этот проект, по мнению его инициаторов, лежит в рамках эстетики взаимодействия, когда проект становится не художественным, а скорее социальным. Главная задача – пригласить человека и дать ему возможность пожить в галерее, чтобы наладить коммунальный быт, выстроить отношения с новыми жителями.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ

Каким бы удивительным это ни показалось, но легче всего к совместному проживанию с незнакомцами адаптировался 74-летний Владимир из Тамбова. Мужчина почти сразу почувствовал себя «как рыба в воде», всё новое воспринял как приключение и возможность получить новые впечатления.

Султанат из Екатеринбурга оказалась наименее общительной и замкнутой, но зато самой инициативной. Осознавая свои особенности, она предложила организаторам посетить мастер-класс по актерскому мастерству, чтобы раскрепоститься и преодолеть застенчивость.
Двадцатилетний студент из МГУ Егор Вишняков признался, что поначалу вообще не поверил в реалистичность происходящего.

«На открытии немного напрягался: приехал за чужие деньги, живу бесплатно, приходят люди разные с улицы… Когда предложили выпить шампанское, не сразу решил присоединиться, ждал какой-то подвох, – поделился впечатлениями Егор. – Было чувство, что ввязываюсь во что-то необычное, во что никогда в жизни не ввязывался».

ПРОВЕРКА НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Не только для участников проект оказался испытанием, но и для самих работников. Каждый день общаться с незнакомыми людьми, выходить из зоны комфорта – тяжелое преодоление.

«Опыт, когда ты сталкиваешься с разными людьми, для меня был травматичным. Сейчас уже адаптировалась. И, мне кажется, наоборот, когда встречаешь людей с разным бэкграундом, из разных слоев общества, то уже легче относишься к чужой энергетике и нарушению интимного пространства», – призналась Наталья Тимофеева.

Закрыть