Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Особенные дети имеют право: в Петербурге предложили информировать об этом табличками

Психологи идею не одобрили

Некоммерческая организация «Какая разница!», работающая с особенными детьми, выступила с интересной инициативой: разместить на детских площадках таблички с информацией о том, что они доступны для всех малышей. Предложение прозвучало давно, однако особую актуальность приобрело после скандального случая, когда женщина выгоняла детей-аутистов с площадки в Красносельском районе.

«На таких табличках могла бы быть информация о разных детях, в том числе о нормотипичных, об их сложностях, а также о том, как можно и нужно вести себя на площадках. Это нормальная практика в Европе и Америке», – рассказала директор АНО «Какая разница!» Валерия Катаева.

Как именно будет выглядеть табличка и что там будет написано, пока неизвестно. «Это решат власти», – пояснила Валерия Катаева.

В АНО «Какая разница!» уверены, что таблички должны стать информационной поддержкой, которой очень не хватает семьям с особенными детьми.
«Мы просто хотим информировать людей, это профилактическая мера. Если вы идете в новый магазин, то там будет написано, где лежит хлеб, где молоко и другие продукты, чтобы покупатель с легкостью смог найти нужный отдел. Точно так же и здесь. Это просто информационная поддержка», – пояснила директор организации.

Мнения разошлись

Председатель ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов счел идею позитивной.

«В Центре управления регионом недавно проходил круглый стол, на котором мы обсуждали возможности информирования общества о потребностях людей с особенностями развития. Там же обсуждался вопрос создания единого знака, который можно было бы выдавать кафе, ресторанам и другим площадкам, которые готовы работать с особенными детьми. Конечно, пока это только идея, но, надеемся, что вскоре ее обсудят в Смольном. Все эти предложения, как и идея «Какой разницы!», на мой взгляд, направлена именно на информирование. К сожалению, не все знают, что люди с особенностями развития далеко не всегда опасны, что они имеют право посещать кафе, детские площадки и другие заведения», – пояснил он.

Михаил Богданов добавил, что табличка о том, что на детской площадке могут находиться любые дети, придаст уверенности родителям как нормотипичных, так и особенных детей.

«К сожалению, многие взрослые люди с опаской относятся к особенным малышам, особенно, когда видят их на детских площадках возле своего ребенка. Возможно, информационная табличка с указанием, что там могут играть любые дети, что они не опасны, как-то их успокоит. Также таблички могут помочь родителям особенных детей, которые стесняются или боятся приводить своих малышей на детскую площадку», – полагает он.

Однако психологи нашли идею АНО «Какая разница!» скорее странной.

«Мне сложно представить, как будет выглядеть такая табличка. Если там будут правила техники безопасности, то это одно, а если перечисление тех, кто имеет право там находиться, то не боятся ли авторы идеи кого-то пропустить? Там будут все болезни? Так диагнозов ведь очень много. А будет указание, что туда можно прийти ребенку со сломанной ногой или маме с младенцем? В общем, у меня много вопросов», – сообщила психолог Оксана Миропольская.

Психолог уверена, что «хамство, невоспитанность, ограниченность в суждениях и мировоззрении табличкой не искоренишь».

«Это вопрос школы, института, семьи, – сказала Миропольская и сразу добавила, что травля недопустима в любом случае. – То, что происходит сейчас с женщиной после конфликта на детской площадке, тоже очень страшно».

Детский психолог Наталья Искра сомневается, что табличка может решить хоть какие-то проблемы детей с особенностями в развитии.

«Я училась в Швейцарии, которая является абсолютным чемпионом в вопросах инклюзии, так вот там давно поняли, что главное – избегать любой сегрегации. Именно поэтому там уже лет 20 как строят площадки, которые подходят всем детям. Там есть, например, качели, на которые легко пересесть из коляски, или песочницы, к которым легко подъехать, причем особенный ребенок оказывается на одном уровне с другими ребятами, а это очень важно. Дети с особенностями в такой ситуации чувствуют себя на равных со своими нормотипичными друзьями. Последние же понимают, что, несмотря на особенности здоровья, все могут и имеют право играть на площадке. Табличка же с перечислением диагнозов как раз стимулирует сегрегацию, то есть разделение детей», – уверена она.

Эксперты согласны, что информировать общество об особенных людях необходимо, но вряд ли стоит делать это через табличку на детской площадке.

«Информирование должно быть плановым и последовательным, надо донести до людей, что дети, например, с аутизмом, далеко не всегда опасны. Конечно, у них могут случаться эпизоды немотивированной агрессии, но и у нормотипичных детей они тоже бывают», – добавила Наталья Искра.

Напомним, 26 июля в социальных сетях появилось видео, на котором женщина в грубой форме выгоняла группу детей-аутистов с площадки ЖК «Балтийская жемчужина», которые пришли гулять с воспитателями. Роликом заинтересовался Следственный комитет РФ.

Вход никому не запрещен

После скандала в «Балтийской жемчужине» многие пользователи соцсетей выразили мнение, что у детей с особенностями развития должны быть свои особенные площадки, чтобы ребенок точно не пострадал. Как говорили выше психологи, никакие особенные площадки не нужны, зато нужны инклюзивные, то есть подходящие всем детям. Однако в Петербурге таких практически нет.

Группа компаний RBI строит современные площадки, например, с песочницами «на ножках», в которых могут играть дети-колясочники, и подобным оборудованием, однако даже такие удачные примеры нельзя назвать инклюзивными.

«Оборудованию для детских инклюзивных площадок требуется специальная сертификация, учитывающая очень много нормативов. Например, инклюзивная площадка обязательно должна иметь дополнительное ограждение, чтобы дети с ментальными особенностями не убежали слишком далеко во время игры. Или есть специальный норматив по твердости покрытия, чтобы по нему легко мог проехать инвалид-колясочник и так далее. Мы устанавливаем не специализированное, а просто очень хорошее современное оборудование, поэтому играть на наших площадках могут разные дети, в том числе с определенными ограничениями по здоровью. Музыкальные клавиши, кривые зеркала, слуховые трубы – все это способствует развитию детского воображения в любом возрасте и любом физическом состоянии», – пояснила начальник отдела развития продуктов RBI Тамара Попова.

Валерия Катаева добавила, что именно поэтому особенные дети должны иметь возможность посещать все детские площадки. «Этим детям надо где-то гулять», – сказала она.

Закрыть