Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На Ржевке откроется Центр спасения от домашнего насилия

Он рассчитан на женщин с детьми, но в будущем появятся подобные центры для мужчин

В Красногвардейском районе откроется спасательный центр для женщин, оказавшихся в трудной ситуации. Как правило, они возникают на почве домашнего насилия. Еще одна типичная история: беременная девушка-подросток, которую выгоняют из дома или принуждают к аборту. Спасая жизнь свою или нерожденного ребенка, такие люди ищут убежище, и, к счастью, в городе они есть.

«Будет три центра на район»

Еще с 90-х годов функционирует городской кризисный центр для женщин, на Московском проспекте. Он большой, на 30-40 человек, но правильнее было бы открыть подобные центры в каждом районе, чтобы пострадавшей, которая вполне может оказаться на улице одной, можно было бы дойти до него пешком.

Красногвардейский район оказался девятым в числе тех, где такие центры открылись, так что можно сказать, что город находится в середине пути, ведь всего районов 18. Районные центры могут принять до 60 человек.

«Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем открыть три таких центра, – пояснил глава Красногвардейского района Евгений Разумишкин. – Открылся центр в районе Ржевки-Пороховых, но нужен еще один – на Большой Охте: его мы планируем открыть в следующем году. И наконец, в новостройках: Ручьи, Новая Охта. Этот район только строится, поэтому там – только в 2024-м».

Глава района признал, что пандемия обострила проблему и послужила толчком к созданию убежища: не все семьи смогли спокойно пережить затворничество, потерю работы. Он рассказал также, что строить дома для убежищ не пришлось: по мере того как в районе сдаются социальные объекты, освобождаются старые помещения. Сейчас в доме, где откроется убежище, находится Центр социальной помощи семье и детям. Центр социальной помощи в сентябре переедет в новое здание на проспекте Ударников, а в его бывших комнатах смогут одновременно жить две семьи – скорее всего, мамы с маленькими детьми. Здесь будет прямая связь с отделом полиции, на случай, если кто-то придет выяснять отношения, и здесь женщины смогут получить помощь социального работника, психолога, юриста. А помощь эта широка и разнообразна.

«Девушка может еще неправильно оценивать ситуацию. Она попала в зависимость, но все еще считает, что это проявление любви. Но психологу-то все ясно. Он поможет взглянуть на ситуацию под нужным углом», – пояснила Елена Фидрикова, заместитель председателя Комитета по социальной политике.

Первым звеном помощи всегда является телефон доверия. Некоторым достаточно консультации, но есть такие женщины, которым приходилось жить под крылом социального центра шесть месяцев и более. Представитель Центра управления регионами Екатерина Бахметьева пояснила, что помощь бывает экстренной – ее оказывают сразу, бесплатно и не спрашивая никаких документов, потому что какие документы могут быть у женщины, выскочившей из дома среди ночи с ребенком на руках? Зато плановая помощь может растянуться на месяцы, и за это время девушкам могли помочь разменять квартиру (даже если супруг этому активно препятствовал) или найти работу.

Кризисным центрам активно помогают некоммерческие организации – фонды «Мята», «Врачи – детям», «Мальтийская служба». Они находят новые квартиры для убежищ, привозят продукты. От помощи обычных волонтеров Центры отказываются, чтобы не «светить» перед посторонними имена тех, кто попал в беду.

Нужны даже мужчинам

«В 2022 году в городе, возможно, откроется единственный в своем роде кризисный центр для мужчин, – рассказала Елена Фидрикова. – По статистике, среди жертв семейного насилия доля мужчин уже составляет 30 процентов. Это далеко не всегда супруги. Во-первых, очень трудно приходится отцам-одиночкам, во-вторых, выпускникам детских домов, даже совершеннолетним, в-третьих, пожилым, которых третируют дети».

Пандемия приучила многих к онлайн-свиданиям, но есть категория людей, которым придется общаться в таком формате и после пандемии. Это заключенные.

Не секрет, что семья, особенно ребенок, всегда считалась лучшим средством социализации: иными словами, давала наибольший шанс на возвращение к обычной жизни. И женщинам из Саблинской колонии Комитет по социальной политике дает такой шанс, организовывая видеотрансляции с детских площадок или наладив обмен подарками.

Адреса центров сотрудники стараются держать в секрете, ведь домашний тиран, от которого сбежала жертва, наверняка постарается ее найти. И даже женщинам не говорят адреса центров, а советуют сначала звонить по телефонам: 3734769, 7131319, 88007000600.

В прошлом году в городские и районные убежища обратились 112 женщин. Многие привели туда своих детей. В 2022 году аналогичные квартиры-убежища откроются в Василеостровском и, возможно, в Выборгском районах.

Основные проблемы

Идею открытия квартиры-убежища Центру управления регионами подал Центр международных и информационных обменов в области прав человека «Инлайтмент». Его директор Мария Сагитова рассказала «Петербургскому дневнику», что за 2020 год в их организацию обратилось 7344 женщин. 27 процентов из них жаловались на домашнее насилие. К слову, 18 процентов жертв проживали в собственных квартирах, но не могли выставить из них агрессивных партнеров. У 24 процентов квартира была в долях с мужем-агрессором, и нужен был размен. Жертвы физического или сексуального насилия жаловались на то, что в полиции отказывались принимать их заявления либо слишком долго ехали на выезд, когда женщина пыталась позвать на помощь сотрудников правопорядка. Некоторые обратили свои жалобы на медработников, которые не разъяснили, как правильно стоит вести себя после акта насилия, чтобы добиться возбуждения уголовного или хотя бы административного дела.