Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Александр Запесоцкий: «Рекордный конкурс в СПбГУП связан с качеством работы вуза»

Конкурс на бюджетные места Минобрнауки в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП) составил 69 человек на место. Ректор университета, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий рассказал, как обучение в вузе меняет жизнь студентов и почему 100 процентов выпускников СПбГУП трудоустраиваются

 Александр Сергеевич, средний по специальностям конкурс на место в СПбГУП вызывает изумление. А по отдельным специальностям он еще больше: менеджмент – 210 человек на место, экономика – 193, лингвистика – 138. С чем это связано?

– Практически по всем направлениям работы для студентов мы вышли на очень высокие показатели качества. Если суммировать – у нас уникальный вуз. СПбГУП не растерял достижения образования советской эпохи, напротив, адаптировал к реалиям нового времени, многое улучшил.

Например, серьезно поработали над качеством приема экзаменов, обстановкой трудолюбия, дисциплины, ответственности, в чем образование СССР уступало лучшим западным образцам. У нас нет свободного посещения, прогулов, опозданий. Нет шпаргалок. На экзамене за простой пересказ лекции или учебника пятерку не получить.

С другой стороны – намного более серьезные требования к педагогам. Мы первыми в стране ввели систему оценок, которые студенты ставят профессуре. И тщательно ее отработали.

В целом же в СПбГУП создана система качества образования, которая дает хорошие результаты. Среди цифровых показателей – стопроцентное трудоустройство выпускников. За последние 15 лет мы выдали около 20 тысяч дипломов. И только 25 их обладателей, по данным госстатистики, не смогли получить работу в первые полгода после выпуска.

– Ваши авторские разработки модели университета отмечены премией правительства РФ (2007), дважды – правительства Санкт-Петербурга (2010, 2016). Владимир Путин отметил, что за последние 25 лет СПбГУП стал одним из крупнейших инновационных центров России в гуманитарной сфере. Что имеется в виду?

– Приведу примеры. У нас были созданы такие новые для России специальности, как «режиссура мультимедиа», «социально-культурная деятельность». Исследования социально-трудовых отношений привели к созданию первого в мире факультета конфликтологии. Это, кстати, было сделано при личной поддержке Владимира Владимировича. В нашем университете работает ведущая в стране научная школа культурологии. Мировую известность СПбГУП принесли международные Лихачевские чтения. Но особо я отметил бы, конечно, разработанную нами культуроцентристскую модель университета. Здесь был сделан ряд принципиально важных прорывов в теории педагогики.

 А как эту модель можно «пощупать» на практике?

– Примеры наглядны. Каждый, кто входит в СПбГУП, видит необычную молодежь. Люди здесь доброжелательны, приветливы. Демонстрируют общую культуру поведения, забытую многими слоями общества. Кстати, у нас не принято пьянство, наркомания, «легкое» поведение. Отсюда и особый интерес работодателей к выпускникам. Все хотят взять на работу не просто людей с дипломом, но приличных людей.

 Как это получается: вы сами – автор множества новаций, а других за это же частенько критикуете?

– Критикую чиновников. Мне мои новации нравятся. А их – не всегда. Политика чиновничества в области образования основана, на мой взгляд, на ряде ошибочных принципов. Во-первых, чиновникам неинтересны мнения о сути дела как ученых, так и практиков. В отличие от советских времен мы испытываем на себе антинаучное управление в сочетании с абсолютным отсутствием интереса к передовому опыту. Они считают, что лучше нас знают, что нам делать. Но я не уверен, что это так.

Во-вторых, строят свою работу с вузами исходя из того, что вузы в принципе – некие жулики, которых надо абсолютно на каждом шагу ставить в рамки и контролировать. Это привело на сегодня к абсолютно невероятной даже в советское время регламентации, утрате университетами академической свободы.

Так называемый либеральный тренд вылился на практике в ряд взаимосвязанных безобразий: чрезмерное администрирование, непонимание сути образования, безумные реформы с вводом ЕГЭ и переходом на систему «бакалавр – магистр», откровенное шарлатанство с «рейтингами»…

Что интересно: на высшем уровне в стране к образованию отношение замечательное. А вот на уровнях чуть ниже… Не подберу подходящие слова.

В общем, наше счастье в том, что учредители – российские профсоюзы (ФНПР) – во многом амортизируют давление на нас федерального чиновничества, помогают сосредоточиться на деле. Сейчас и в Минобрнауки ситуация улучшается. А были времена, когда министерство подведомственным вузам циркуляры рассылало – требовало, чтобы персонал не мешал несовершеннолетним студентам гулять по ночам за пределами общежитий (!!!).

 В СМИ страны обратили внимание на определение, данное СПбГУП американскими журналистами: «Синтез Гарварда и Голливуда»…

– Читал эту статью и понимаю, что им бросилось в глаза: сочетание рациональности, продуманности, удобства для студентов университетского комплекса с творческим духом, совершенно необычным стилем оформления интерьеров в СПбГУП. Студентам, да и всем гостям у нас очень нравится. В вузе уже много лет работает обожаемый студентами и выпускниками ветеран – Ольга Григорьевна Шелиава. Каждый день сотни людей на экскурсии водит. Профессура десятков стран мира, да и наша – из МГУ, МГИМО,  «культурный шок» испытывает.

Мы очень благодарны Федерации независимых профсоюзов России за уникальный архитектурный комплекс, которым располагаем. Конечно, и мы сами здесь многое сделали. В итоге гордимся статусом яркого социального проекта российских профсоюзов. Благодарны за многолетнюю поддержку и руководству страны, правительству Петербурга, Комитету по высшей школе.

Закрыть