Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Петербургские художники разрисовали скалы Северной Осетии

В фестивале участвовали граффитисты и из других регионов РФ и даже стран

В Северной Осетии завершился интернациональный стрит-арт-перформанс Back to the Roots. 10 уличных художников из разных уголков России и ближнего зарубежья за шесть дней создали самую большую легальную галерею граффити на Северном Кавказе.

Все мы, по сути, одинаковые

Как рассказал организатор мероприятия, юрист Руслан Гацалов, идея разрисовать отвесные скалы перевала Кахтисар появилась примерно год назад.

«В 2020 году мы с художниками из петербургского объединения HoodGraff создали два арт-объекта в Северной Осетии: портрет Валерия Гергиева на фасаде музыкального училища по улице Карла Маркса и Киры Найтли в образе королевы Гвиневры из фильма «Меч короля Артура» – на скале в Кахтисаре. Помню, мы стояли у подножья скалы ночью, смотрели на водопад и звезды, тогда художники Илья Ис и Артём Бурж предложили создать более масштабный проект. Позже мы решили пойти еще дальше – устроить целый фестиваль для самых именитых художников со всей страны и даже из-за заграницы», – вспоминает он.

В результате 24 июля к перевалу Кахтисар приехало 10 уличных художников из разных регионов России и ближнего зарубежья, чтобы не просто сделать очередное граффити, а сохранить на скалах собственный культурный код.

«Тема нашего фестиваля – возврат к корням. Художники получили возможность показать себя, свою культуру, выразить свое отношение к богатой природе Северной Осетии. Республика же, принимая фестиваль, как бы заявила, что не зациклена на своей культуре, не варится в собственном соку, а мыслит глобально и открыта для других культур», – пояснил Руслан Гацалов.

Работы художника Миши Мака отсылают к скифо-сибирскому звериному стилю.

«Этот стиль – древнее наследие наших предков, он использовался почти на всей территории Евразии, а значит, и в Северной Осетии. Также в своей работе я сделал цитату из алтайского эпоса, то есть из тех мест, откуда я родом», – рассказал он.

Петербургский художник Стас Багс сосредоточился на своих ощущениях.

«Я пытался подготовить эскиз заранее, хотел напомнить историю гибели режиссера Сергея Бодрова-младшего в Кармадонском ущелье, но, попав сюда, решил, что буду импровизировать. В итоге я нарисовал осетинского коня, снимок нашего лагеря, который мог быть сделан на Polaroid, и обычный стул. У всех нас разные корни, культуры, национальности, но если хорошо посидеть, то выясняется, что все мы, по сути, одинаковые», – пояснил он.

Непередаваемые ощущения

Во время фестиваля художники жили там же, где и работали. 

«Мы организовали лагерь на 22 палатки, развернули шатер-столовую и еще один – для кухни. Были биотуалеты, три душевых кабины, костровые зоны. Мы намеренно поселили художников в палатки, а не в гостиницы, чтобы они ближе прочувствовали природу и атмосферу места», – рассказал Артём Бурж.

Как показала практика, решение было удачным.

«Я давно мечтал о такой работе на природе, в горах, но фестиваль превзошел все мои ожидания. Я ощутил какую-то нереальную энергетику, познакомился с интересными людьми. Все было просто суперкруто и очень душевно», – рассказал Миша Мак.

«То, что я вижу вокруг, просто невероятно: зелень, скалы, небо – ни один фотоаппарат не в силах передать красоту этого места. А я не могу подобрать слова, чтобы выразить свои эмоции. Единственное, хочется постоянно благодарить людей, которые все это придумали, которые нас принимают, и тех, кто здесь живет, приходит и благодарит», – рассказал Стас Багс.

Артём Бурж добавил, что первой реакцией местных жителей было все-таки отторжение. «Люди просто не знали, кто и что рисует. Некоторые недовольные посетили наш лагерь, познакомились с художниками и убедились, что природному достоянию Северной Осетии ничего не угрожает», – сказал он.
Перформанс уже признан удачным, поэтому точно повторится.

«Пока сложно сказать, станет ли перформанс регулярным, однако планы минимум на следующий год у нас есть. В этом году мероприятие получилось камерным: в лагере жили только художники и организаторы, иногда заходили местные жители. В 2022 году мы хотим сделать полноценный фестиваль со зрителями, с какими-то развлечениями. На Кахтисаре еще множество незадействованных площадей, поэтому есть вероятность, что мы вернемся сюда, если, конечно, удастся согласовать мероприятие. Но, возможно, найдем и новую площадку», – добавили организаторы Back to the Roots.

Закрыть