Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин, Ирина Тищенко

Когда в Петербурге легализуют фуд-траки

В Смольном собираются уже осенью провести ярмарку «ресторанов на колесах»

«Фуд-трак» – относительно новое слово в лексиконе горожан. Это не автолавка – потому как не может перемещаться самостоятельно. Это прицеп, который полностью оснащен всем необходимым для приготовлении пищи. С одной стороны, они успешно работают, с другой – их как бы и нет, потому что их работа не регламентирована.

НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЕДА

Директор ресторана Bloody bones bar Дан Максимов говорит, что фуд-трак дает независимость от места и возможность участвовать в различных фестивалях, ярмарках и концертах.

«Его обслуживание стоит значительно дешевле, чем большого помещения, а прибыль сопоставима, даже выше. Это фактически тот же самый ресторан, только на колесах. Фуд-трак привлекает внимание на улице, а затащить клиента в ресторан еще нужно постараться», – продолжает он.

По словам Дана Максимова, люди сами подходят к фуд-траку, покупают и, если еда им нравится, обязательно возвращаются. «В моем случае конкуренция не особо велика, потому что сам фуд трак – вещь недешевая, и их немного. Мне пришлось арендовать в Москве такой, чтобы соответствовал моим требованиям», – говорит он.

Стандартные фуд-траки имеют ограниченные возможности, в них хорошо готовить бургеры, но сложно работать в формате большого ресторана. «Например, мне нужно, чтобы фритюрница была не одна, а несколько, полноценный гриль на огне. Это все дорого с точки зрения установки», – отметил Дан Максимов.

Директор заведения подчеркнул, что ожидания от работы в фуд-трака совпали с реальностью, прежде всего потому, что все расходы на кухню, бензин и прочее были очень тщательно выверены. К тому же есть экономия на официантах, администраторах.

«Работа внутри фуд-трака такая же, как и на любой другой кухне. Из-за маленького пространства очень важна чистота, вода заливается в баки, для этого приезжает специальная обслуживающая машина, электричество подается от генератора. Мне бы очень хотелось, чтобы в Петербурге увеличили количество точек, в идеале – получить разрешение сразу на весь район, а не на конкретное место, при этом санитарную инспекцию можно проходить раз в неделю. Если так сделают, то очень много заведений перейдет на фуд-траки. Это позволит сделать цены ниже, чем в ресторане», – добавил Дан Максимов.

СКОЛЬКО СТОИТ

Сейчас, чтобы стать обладателем фуд-трака, необязательно ехать за границу или заказывать его там. Автомобильный прицеп – а именно так он проходит по документам – изготовят как в Москве, так и в Петербурге. Интернет кишит предложениями на любой цвет и вкус. Причем это может быть не только фуд-трак, а еще и офис, киоск-магазин и даже дом на колесах. Все зависит от желания и финансовых возможностей заказчика. В зависимости от «начинки», времени на изготовление будет зависеть и конечная стоимость. Изготовители начинают продавать свой товар начиная с миллиона рублей, но это просто большой прицеп. Впрочем, компании могут приобрести фуд-трак в лизинг. Это почти как кредит, только для компаний.

«Интерес предпринимателей к фуд-тракам заметно растет. Особенно это заметно в пандемию, когда часто торговля осуществляется навынос», – говорит куратор проекта «Ярмарка фуд-траков в Сокольниках» Олег Куланин. По его словам, в Москве фуд-траки используются главным образом на больших мероприятиях. «Их можно перевезти в любое место. Благодаря своей автономности они могут работать в местах, где нет электричества и воды.

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ

«В Петербурге работа фуд-траков не регламентирована. Своеобразные вагончики на колесах можно встретить на улице, но только на частной территории. На городской земле они пока работать не могут», – говорит председатель совета Союза малых предприятий Владимир Меньшиков.

Поскольку подавляющая часть земли принадлежит городу, то и этот бизнес зависит от городских властей. Хотя горожане могут видеть небольшие фургончики, из окон которых торгуют различным фастфудом на праздниках. В таких случаях власти разрешают их использовать, но только не более 60 дней. Уточним, что торговать с колес разрешено только автолавкам с очень ограниченным перечнем продуктов – хлеб, булка, молоко, зелень и мясо. Даже кофемашины, которые можно встретить на улицах города, делают это нелегально.

Несколько лет назад предприниматели начали борьбу за легализацию фуд-траков в городе. На одном из своих форумов малого и среднего бизнеса они подготовили резолюцию и направили ее в Смольный. Бизнес выступил с предложением придать фуд-тракам статус нестационарных торговых объектов. Как поясняет Владимир Меньшиков, сейчас таковыми считаются только павильоны, киоски и автолавки.

Впрочем, и чиновники не прочь выпустить на улицы города «бургерные на колесах». Однако идут они к этому постепенно, потому как очень много бюрократических сложностей. Например, требуется внести поправки в некоторые постановления городского правительства и частично – в закон о нестационарной торговле в городе. Остается непонятным вопрос размещения фуд-траков на улице. На тротуар его не поставить – так как это автоприцеп, да и много места занимает. Торговля на проезжей части запрещена правилами дорожного движения. Кроме этого сам фуд-трак, находящийся на дороге, – это не торговый объект, а полноправное транспортное средство. Кроме того, непонятно, как сдавать в аренду часть дорожного полотна.

ЯРМАРКА БУДЕТ ОСЕНЬЮ

По словам первого заместителя председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александра Ситова, в комитете знают об интересе предпринимателей к данному виду торговли.

«Считаю, что нам удастся формализовать требования к фуд-тракам, чтобы все проходило цивилизованно. К сожалению, рассмотрение этого вопроса пока затянулось», – добавляет Александр Ситов. Он уточнил, что задержка не связана с нежеланием развивать это направление. Он также уточнил, что уже рассматривается возможность выдавать разрешения на работу фуд-траков не на 60 дней, как это происходит сейчас, а на более длительный срок. По словам Александра Ситова, кроме того, комитет готовится провести в городе первую ярмарку фуд-траков. Она может состояться уже этой осенью.

Остается добавить, что многие предприниматели пытаются изучать новый формат торговли и пока тестируют фуд-траки на парковках торговых центров. Совладелец нескольких сетей быстрого питания Виталий Свидовский говорит, что они установили один такой фуд-трак возле «Сити Молла». «И интерес обычных покупателей к такому виду торговли, безусловно, присутствует», – резюмировал Виталий Свидовский.

Закрыть