Поздравили, улетая: в Гладышевском заказнике в честь праздника выпустили на свободу птиц

В Гладышевском заказнике под Петербургом вечером 26 июля выпустили в естественную среду восемь птиц – канюка, неясытей и пустельг. Так заказник отметил свой 25-летний юбилей. В мероприятии участвовали представители Комитета по природопользованию и дирекция Особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Из госпиталя на свободу
Это потрясающее чувство – даровать кому-то свободу, признались участники акции. По команде «раз-два-три» задаешь импульс, распахиваешь руки – и вот уже бурые крылья хлопают где-то над головой. Первый после долго перерыва полет дается нелегко, причем чем крупнее птица, тем слабее она себя ведет. Но орнитологи говорят, что все в порядке: птицу, которая не готова к самостоятельной жизни, они бы не выпустили. И нет ничего страшного в том, что канюк не пролетел и метра, а потом приземлился в траву и зашуршал по ней к кустам. Или – что неясыти сели на ближайший сук и лететь дальше не захотели. Привыкнут – и полетят.
Всех птиц, обретших сегодня свободу, привезли в заказник из орнитологического госпиталя «Зеленый попугай». Туда пернатых доставляли сердобольные граждане.
«Как правило, птицы заболевают своими специфическими инфекциями, либо получают черепно-мозговые травмы, врезаясь в стекла, либо совсем птенцами падают из гнезд из-за того, что мама-сова сделала гнездо слишком маленьким», – рассказал орнитолог Владимир Романов.
Подлеченных птиц выпускают на волю во всевозможных городских заповедниках.
И канюки, и неясыти, и пустельги (самые маленькие соколы) занесены в Красную книгу Петербурга. Едят они мышей, врагов в лесу не имеют, так что в заказнике им будет хорошо. Каждая птица сейчас окольцована (у пустельги номер был PS27068), а любой хороший бердвотчер сейчас старается не только сфотографировать птицу, но разглядеть в бинокль номер на кольце и сообщить о нем на сайт Центра кольцевания. Благодаря таким наблюдателям недавно стало известно, что петербургские зимородки – красивые желто-синие птицы – обнаружились в Турции.
Первый заместитель руководителя администрации губернатора Михаил Петров отправил в полет неясытей. «Впечатления самые светлые, – сказал он. – Одно дело – прочитать о таком в книжке, и совсем другое – сделать самому».
Стоит отметить, что на церемонию пригласили детей из поселка Молодежное, но им птиц в руки не дали: перестраховались. Когти и клювики у хищников острые и крепкие.
Тропа патриотов
Маршрут по Гладышевскому заказнику интересен уже тем, что это единственная в Петербурге эколого-патриотическая тропа. В 1996 году его создали ради двух видов животных: моллюска жемчужницы, который живет на жабрах лососевых рыб, и собственно лосося. Живут в здесь и миноги, и много редких птиц, и всевозможные звери: белки-летяги, косули и прочие. Так существовал этот уникальный заказник, расположенный частью в Петербурге, частью в области, пока в 2019 году на его территории не обнаружились останки погибших бойцов. Это не было братской могилой: семерых солдат и предположительно одного офицера нашли там, где их настигла смерть: в маленьком окопчике, где взвод, по-видимому, накрыло артиллерийским огнем. И безмятежная картина обрела совсем иную окраску.
Установить личности бойцов не удалось. Было очевидно, что погибли они в ходе Выборгской наступательной операции в июне 1944 года. К сожалению, в этот год уже не принято было носить солдатские медальоны, а красноармейские книжки исчезли безвозвратно. Была надежда хотя бы узнать что-то про офицера, потому что найденные вещи указывали на его принадлежность к гвардии, а воевавшие в этом месте 381 и 340 стрелковые полки к гвардии отношения не имели. Найти гвардейца, оказавшегося в обычной армии, \проще, чем простого солдата. Но – не сложилось.
Всех павших захоронили как безымянных солдат. А рядом построили макет траншеи, чтобы посетители могли увидеть, как выглядела огневая точка на самом деле. Силы противника – в основном это были финские войска – располагались на холме, а леса тогда не было.
Получалось, что наши солдаты оказались в очень невыгодных условиях, ведь им предстояло штурмовать высоту на открытом месте да еще в белую ночь…
За два года раскопок в лесу удалось найти почти целую каску, инженерную «кошку», которой сдергивали мины-растяжки, россыпь старых взрывателей и масленку от пулемета.
Анна Гниденко, замглавы дирекции ООПТ, отметила, что линия эта называлась Ваммельсуу-Тайпеле, или Карельский вал. Экскурсии здесь пока не водят, но когда завершат работу по восстановлению укреплений, то могут включить их в особый маршрут.